Железнодорожные перевозки между странами СНГ
Железнодорожные перевозки между странами СНГ можно условно разделить на 3 вида: в рамках Евразийского экономического союз (ЕАЭС), со
странами, не входящими в ЕАЭС, и транзитные грузопотоки между Азией и Европой, подробнее смотрите
источник.
Крупнейшие направления ЖД перевозок внутри ЕАЭС: РФ – Белоруссия и РФ – Казахстан. Структура перевозимых грузов между Россией и
Белоруссией: Из РФ в Белоруссию отправляется более 90% сырья – каменный уголь, нефть и черные металлы. Импорт в Россию в основном
составляет продукция машиностроения и химической промышленности.
Казахстан – Россия: основной грузопоток на Казахстан приходится на готовую промышленную продукцию производства РФ и Белоруссии.
Доля Армения и Киргизии в ЖД перевозках невелика. Эти страны не имеют общей границы с Россией. Киргизия имеет общую границу с
Казахстаном, основной грузооборот происходит между ними. Армения не имеет общих границ со странами ЕАЭС, и железнодорожные грузоперевозки
возможны только через Грузию (транзит через территорию Азербайджана невозможен по политическим причинам).
На территории ЕАЭС (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) действует единое таможенное пространство, что упрощает документооборот:
необходим договор, счет-фактура и транспортные накладные. Однако, трудности представляет отдельный учет НДС (ставки НДС в России, Казахстане
и в Белоруссии различаются) и различные виды нетарифного регулирования (лицензии, сертификаты). Таможенные платежи взимаются на внешних
границах Союза. В 2016 году ожидается унификация железнодорожных тарифов на всей территории ЕАЭС.
Среди стран СНГ, не входящих в ЕАЭС, до 2015 года крупнейшим партнером была Украина. Однако, в связи с известными проблемами грузооборот
с Россией упал, статистики за 2015 год пока нет, но можно ожидать существенного снижения. Объемы железнодорожных перевозок в Азербайджан
невелики, в основном состоят из транзитных грузов.
Транзитные ЖД перевозки между Азией и Европой – динамично развивающийся рынок. Здесь наиболее перспективным выглядит грузопоток между
Европейским Союзом и Китаем через Транс-Азиатский Коридор – железнодорожный маршрут Лянъюнгань – Достык – Астана – Брест, позволяющий
сократить путь на 2500 км по сравнению с действующим Транссибом. Трасса проходит по территории Казахстана, России и Белорусси. Срок
доставки контейнера 16 – 18 суток. Перевозка морем по из китайского порта в Европу занимает в среднем 45 суток.
|