Интеграция АРМ агента припортовой станции в АСУ контейнерного пункта

В 1995г. возникла необходимость ввести сообщение 4770 «Сведения о транспортных средствах и грузах в составе поезда». Это сообщение необходимо для получения информации в ДИСКОН о включении (исключении) контейнеров в контейнерную модель дорожного уровня при приеме (сдаче) их с дорог стран-участников Соглашения о совместном использовании парка вагонов и с других видов транспорта. Это сообщение должно передаваться со станций передачи вагонов и с припортовых станций после подписания сторонами согласованной передаточной ведомости. Сообщение 4770 должно отражать сведения о вагонах и контейнерах, содержащиеся в этой ведомости. Для припортовых станций было утверждено сообщение 4770 (6) «Согласованная передаточная поездная ведомость», имеющее некоторые особенности оформления.

В дальнейшем, с учетом особенностей технологии припортовых станций, передающих (принимающих) контейнеры в порт (из порта) автотранспортом, было введено сообщение 4771 «Сведения о контейнерах и грузах в них, передаваемых в (из) «третьих» стран и портов».

Сообщения 4770(6) и 4771 содержат большое число показателей, многие из которых взаимосвязаны. При передаче или приеме значительного числа вагонов с контейнерами сообщение 4770 приходится разбивать на пакеты размером не более 5 кбайт. Ясно, что ручное формирование такого сообщения затруднительно и приведет к тому, что оператор будет несколько раз передавать сообщение, анализировать полученные из ДИСКОН квитанции, прежде чем исправит в нем все ошибки. Поэтому ВНИИ АС был разработан АРМ агента припортовой (АРМ ПРС)станции, позволяющий автоматизировать работу агента припортовой станции по составлению передаточной ведомости и формированию сообщений 4770 (6) и 4771. Программное обеспечение АРМ ПРС реализовано с использованием средства программирования FoxPro 2.6 и функционирует под управлением операционной системы DOS. Этот АРМ был успешно внедрен более, чем на 10 припортовых станций, в основном, морских. АРМ агента припортовой станции (АРМ П PC) продолжает функционировать в настоящее время, а число станций, использующих его, увеличилось за счет речных припортовых станций.

Формирование сообщений с помощью АРМ ПРС позволяет реализовать форматный и весьма сложный логический контроль, как внутри одного блока сообщения, так и между различными блоками одного сообщения. Для устранения ошибок программа формирования имеет развитую нормативно-справочную информацию и использует устанавливаемые в АРМ ПРС значения различных параметров для их автоматического включения в сообщение. С его помощью можно получить передаточную ведомость, автоматически сформировать и отправить в ДИСКОН сообщения 4770(6) и 4771. В АРМ имеется возможность просмотреть и исправить некоторые ошибки, допущенные при составлении сообщений 4770(6) и 4771 до их передачи в ДИСКОН, что уменьшает число сообщений, передаваемых с ошибками, и повышает производительность труда операторов. В АРМ ПРС можно просмотреть квитанции на переданные сообщения.

С 1999г. на сети железных дорог широко внедряется АСУ контейнерным пунктом (АСУ КП), разработанная ВНИИАС. АСУ КП состоит из объединенных в локальную сеть АРМ приемосдатчика контейнерной площадки (АРМ ПСК), АРМ заведующего контейнерным пунктом, АРМ диспетчера по завозу и вывозу контейнеров, АРМ актового стола и АРМ ТВ К, разработанного ЦИТТранс. С 2004 года кроме АРМ ТВ К имеется возможность взаимодействовать с АРМ ППД системы ЭТРАН. Также АСУ КП взаимодействует с АСУ станции, разработанной ЦИТТранс, передавая информацию обо всех операциях с контейнерами и используя данные, полученные на других рабочих местах этой системы.

АРМ ПСК, составляющий основу АСУ КП, позволяет выполнять в автоматизированном режиме все операции с контейнерами и получать все утвержденные отчетные и учетные документы и книги. В АРМ ПСК можно получить всю информацию о работе с вагонами и контейнерами, как из оперативной базы, так и из архива.

Программное обеспечение АРМ ПСК реализовано с использованием средства программирования Microsoft Visual FoxPro 8.0 и функционирует под управлением операционной системы семейства WINDOWS (95,98,2000, ХР).

АСУ КП, являясь линейным уровнем ДИСКОН, обеспечивает функционирование дорожной контейнерной модели, передавая на дорожный уровень ДИСКОН сообщения об операциях с вагонами и контейнерами. С дорожного уровня ДИСКОН АРМ ПСК получает различные справки и сообщения о вагонах и контейнерах.

Все сообщения об операциях с вагонами и контейнерами, передача которых с линейного уровня в ДИСКОН обязательна, формируются в АРМ ПСК автоматически при выполнении соответствующей операции, не нагружая приемосдатчика дополнительной работой.

АРМ ПСК внедрен более чем на 450 станциях Российских железных дорог. Распространение АРМ ПСК на припортовых станциях поставило задачу интеграции двух упомянутых АРМ в АСУ КП.

Большая часть информации, требующаяся АРМ ПРС для формирования передаточной ведомости и сообщений 4770,4771 при передаче контейнеров в порт, имеется в АСУ КП. Аналогично при приеме контейнеров из порта: желательно использовать имеющиеся в АРМ ПРС данные для дальнейшей их обработки в АРМ ПСК АРМы реализованы на разных версиях СУБД FOXPRO и имеют различную структуру баз данных. Операторам этих АРМов приходилось вводить дважды одну и ту же информацию. Естественно, возникло желание сделать имеющуюся информацию доступной в обоих АРМ.

Это было достигнуто с помощью передачи копий сообщений 4770 (6) или 4771 из АРМ ПРС в АРМ ПСК и передачи сообщений-заготовок из АРМ ПСК в АРМ ПРС. В сообщении-заготовке содержится информация, имеющаяся в АРМ ПСК, для подготовки сообщений 4770(6) и 4771. Кроме того, в обоих АРМах были добавлены или модифицированы некоторые задачи.

При объединении этих АРМов в едином информатизационном, технологическом и организационном процессе достигается повышение производительности труда работников станции, снижение вероятности ошибок при формировании документов и сообщений на этих АРМ, не нарушается последовательность передачи сообщений, относящихся к операциям с контейнерами на припортовых станциях.

Для интеграции АРМ ПРС в АСУ КП в 2001 году ВНИИАС были разработаны новые версии двух АРМ — АРМ ПРС и АРМ ПСК (версия 2.3 АРМ ПРС и версия 2.3 АРМ ПСК). Начиная с этих версий, исключается дублирование ввода информации при получении автоматизированных отчетных и учетных форм контейнерного пункта и припортовой станции и сообщений. В АРМ ПСК добавлены новые задачи, учитывающие особенности технологии на припортовых станциях. К ним относятся следующие задачи: формирование передаточной ведомости для каждого агента экспедиторской фирмы, передача на основе этих ведомостей сообщений 5393 «Сведения о контейнерах передаваемых (возвращаемых) в (из) пользование экспедиторским фирмам». Модифицированы задачи «Завоз» и «Прибытие», в отчетной форме КЭО-3 добавлены рассчитываемые показатели, относящиеся к передаче (поступлению) контейнеров в порт. Для работы на припортовых станциях в АРМ ПСК может быть выделено отдельное место работы - порт.

Как и АСУ КП в целом, так и АРМ ПРС и АРМ ПСК постоянно развиваются, в соответствии с изменениями в технологии и утвержденных учетных и отчетных документах, используемых на припортовых станциях.

Ниже приведены последовательность выполнения технологических операций в АРМ ПСК и АРМ ПРС, интегрированных в единой АСУ КП. 1. Операции по сдаче контейнеров в порт.

1.1 .В АРМ ПСК, установленном на припортовой станции, выполняется запрос для получения из дорожного уровня ДИСКОН сообщения 1690 «Информации о подходе вагонов с контейнерами». Эта информация может поступать в АРМ ПСК в режиме регламента.

1.2. Приемосдатчик использует эту информацию для выполнения задачи «Прибытие» в АРМ ПСК. Для припортовой станции в этой задаче следует отметить вагон, на котором находится хотя бы один контейнер, передаваемый в порт и выполнить обычную для этой задачи проверку поступившей из ДИСКОН информации с данными, указанными в перевозочных документах. Программа АРМ ПСК выявит все контейнеры на этом вагоне, для которых станцией назначения является припортовая станция, и выделит их из общего списка прибывших контейнеров.

Вагон с контейнерами, следующими в железнодорожно-водном сообщении, может быть подан с приемо-отправочных путей припортовой станции прямо в порт (вариант 1), или сначала на КП под сортировку или выгрузку, а затем контейнеры передаются в порт либо на вагонах (вариант 2), либо с использованием автотранспорта (вариант 3). 1.3. Передача вагонов с контейнерами в порт с приемо-отправочных путей В этом случае на АРМ ПСК должна быть реализована следующая последовательность операций:

1.3.1. Вагоны с контейнерами, следующие в порт без переработки на КП, вводятся в задаче «Подача» в АРМ ПСК на месте работы - порт. При этом формируется и может быт передано в ДИСКОН сообщение 1397 «Сообщение о подаче и уборке вагонов».

1.3.2. В АРМ ПСК на вкладке главного меню «Работа с портом» в задаче «Передача контейнеров экспедиторским фирмам» производится выбор номеров контейнеров, переданных выбранной экспедиторской фирме и ее агенту. Оператору- приемосдатчику в этой задаче предлагается сделать выбор номеров контейнеров, передаваемых в порт, не из всего списка прибывших контейнеров, а только из тех, которые выбраны ранее программой АРМ ПСК в задаче «Прибытие» как передаваемые в порт. Такое ограничение списка снижает вероятность ошибок при выборе номеров контейнеров. Для этих контейнеров могут быть откорректированы данные о странах отправления и назначения и порте назначения (в сообщении 1690 они не передаются, но предполагается доработка этого сообщения в будущем). Далее оператор пе реходит к задаче «Формирование согласованной передаточной ведомости». Согласованную передаточную контейнерную ведомость по передаче агенту экспедиторской фирмы печатают в АРМ ПСК и подписывают обе стороны. Далее в АРМ ПСК автоматически формируется сообщение 5393 «Сведе ния о контейнерах, передаваемых (возвращаемых) в (из) пользование экс педиторским фирмам» в соответствии с данными этой ведомости. Сообще ние 5393 передается из АРМ ПСК на дорожный уровень ДИСКОН для обработки и дальнейшей передачи в ГВЦ.

1.3.3. В АРМ ПСК на вкладке главного меню «Работа с портом» в задаче «Передача контейнеров в порт» производится передача данных о вагонах и контейнерах в АРМ ПРС в виде сообщения- заготовки 4770.

Как и в предыдущем пункте, оператору-приемосдатчику в этой задаче предлагается сделать выбор номеров контейнеров, передаваемых в порт, из ограниченного списка прибывших контейнеров. Ограничение списка снижает вероятность ошибок при выборе номеров контейнеров и ускоряет работу приемосдатчика. В базу данных АРМ ПРС не попадают лишние номера контейнеров, что также снижает вероятность ошибки при формировании сообщений 4770 или 4771.

Данные из сообщений-заготовок используются как основа для формирования передаточных ведомостей и сообщений 4770 и 4771 в АРМ ПРС. (Передача сообщения-заготовки на АРМ ПСК может быть выполнена в любое время после выполнения п. 1.2.).

1.3.4. Производится выгрузка контейнеров из вагонов с автоматической передачей в ДИСКОН сообщения 422 «Выгрузка вагонов с контейнерами» в задаче «Выгрузка » АРМ ПСК.

1.3.5. В АРМ ПРС оператор входит в задачу «Ввод и корректировка данных для сообщения 4770», и при работе с новой передаточной ведомостью появляется возможность автоматически добавить данные о вагонах с контейнерами, полученные из АРМ ПСК, к указанной передаточной ведомости. Не достающие данные вводятся оператором-агентом вручную с документов, и проставляются даты передачи контейнеров в порт.

1.3.6. Данные, введенные оператором, используются в задаче «Печать пере даточной ведомости» в АРМ ПРС и в задаче «Формирование и передача в АСОУП сообщений 4770 и 4771». Так как данные берутся программой из одной базы данных, то исключается несоответствие между данными в пере даточной ведомости и в сообщении 4770(6) (или сообщении 4771).

1.3.7. После подписи передаточной ведомости обеими сторонами оператор- агент переходит к передаче сообщения 4770(6) (или 4771) признаком «сдача в порт». Для этого в задаче «Формирование и передача в АСОУП сообщений 4770 и 4771» следует выбрать номер подписанной ведомости. Программа сформирует и передаст в ДИСКОН сообщение для этого номера ведомости. При приеме ДИСКОН сообщения 4770 или 4771 с признаком «сдача в порт» контейнер удаляется из контейнерной модели дороги. Одновременно копия этого сообщения 4770 поступает в АРМ ПСК, где данные разбираются программой автоматически. Контейнеры, перечисленные в сообщении, в АРМ ПСК считаются переданными в порт с момента времени, указанного в этом сообщении. Это влияет на формирование отчета о движении контейнеров формы КЭО-3 за соответствующие сутки. В п.10 «Передано в речные и морские порты» добавляется соответствующее число контейнеров с разбивкой на группы груженых и порожних, собственных и парка РЖД. Показатель «Рабочий парк на контейнерном пункте» (п.20 и его подпункты) уменьшаются на число переданных контейнеров.

1.3.8. При выполнении записи в архив на АРМ ПСК контейнеры, переданные в порт, исключаются из базы данных АРМ ПСК. При необходимости все данные о контейнерах, переданных в порт, могут быть просмотрены в задаче АРМ ПСК «Поиск в архиве».

1.4. Передача контейнеров в порт на вагонах после сортировки и выгрузки вагона на контейнерном пункте

В случае нахождения на одном вагоне как контейнеров, следующих в прямом, так и в железнодорожно-водном сообщении, этот вагон сначала подают на контейнерную площадку под сортировку и выгрузку, а затем контейнеры передаются в порт либо на вагонах, либо с использованием автотранспорта. В варианте 2 должна быть реализована следующая последовательность операций:

1.4.1. Выполняются п.п.1.1 и 1.2., далее вагоны с такими комплектами контейнеров, вводятся в задаче «Подача» в АРМ ПСК на месте работы - контейнерная площадка;

1.4.2. На АРМ ПСК в задаче «Выгрузка» фиксируются координаты выгрузки контейнеров с автоматической передачей в ДИСКОН сообщения 422 «Выгрузка вагонов с контейнерами». Производится проверка сохранности контейнеров, следующих в порт, в коммерческом и техническом состоянии. 1.4.3.При передаче контейнеров в порт на вагоне производится их погрузка на вагон полным комплектом (задача «Погрузка» АРМ ПСК), и далее выполняются операции, описанных в пункте 1.3.2.-1.3.8. 1.5. Вариант 3 - передача контейнеров в порт автотранспортом

1.5.1. Выполняются п.1.4.1.и п. 1.4.2 далее на АРМ ПСК должна быть вы полнена задача «Вывоз» для этих контейнеров. В ДИСКОН передаются автоматически сформированные АРМ ПСК сообщения 424 «Сообщение о выполнении на контейнерном пункте операций по завозу, вывозу, разгрузке и загрузке контейнеров».

1.5.2. Далее следует выполнить п.п. 1.3.2. и 1.З.З., но в п. 1.3.3 следует выбрать тип сообщения не 4770, а 4771. Если оператор допустит ошибку при выборе типа сообщения, то программа АРМ ПСК предупредит его о невозможности такого выбора.

1.5.3. В АРМ ПРС оператор входит в задачу «Ввод и корректировка данных для сообщения 4771», и при работе с новой передаточной ведомостью появляется возможность автоматически добавить данные о контейнерах, полученные из АРМ ПСК, к указанной передаточной ведомости. Недостающие данные вводятся оператором-агентом вручную с документов и проставляются даты передачи контейнеров в порт.

Далее на АРМ ПРС выполняются п.п. 1.3.6. и 1.3.7. а на АРМ ПСК - пункт 1.3.8.

2. Операции по приему контейнеров из порта

2.1. При поступлении вагонов с контейнерами с водного транспорта на припортовую станцию сначала на АРМ ПРС с документов вводятся данные для новой передаточной ведомости.

2.2.Далее на АРМ ПРС оформляется передаточная ведомость, и после подписи обеих сторон с этого же АРМ передаются сообщения 4770(6) с признаком прием из порта (оператор выполняет операции, аналогичные указанным в п.п. 1.3.6.-1.3.7.)

При приеме ДИСКОН сообщения 4770 или 4771 с признаком «прием из порта» контейнер появляется в контейнерной модели дороги. Копии этих сообщений (4770(6) или 4771) передаются в АСУ КП, и поступившая информация разбирается в базу данных АРМ ПСК. 2.3.3атем на АРМ ТВК или АРМ ППД системы ЭТРАН выполняются операции по оформлению отправки и передаче в ДИСКОН сообщения 410. 2.4. Как и при сдаче в порт, контейнеры могут следовать из порта непосредственно на приемо-отправочные пути станции, если контейнеры в них погружены комплектами в соответствии с планом формирования вагонов с контейнерами.

2.5.Если требуется сортировка вагона, поступившего из порта, то вагон поступает на КП. На АРМ ПСК выполняются задачи «Подача», «Выгрузка» и

«Погрузка» с использованием данных, поступивших из АРМ ПРС. При этом автоматически формируются и передаются сообщения 1397 «Сообщение о подаче и уборке вагонов», 422 «Сообщение о выгрузке вагона» и 421 «Сообщение о погрузке контейнеров».

2.6. При передаче контейнеров из порта на автотранспорте сначала на АРМ ПРС вводятся данные для сообщения 4771, и после оформления передаточной ведомости в ДИСКОН передается это сообщение. Копия сообщения 4771 поступает в АРМ ПСК и попадает в базу данных. На АРМ ПСК выполняется операция завоза контейнеров из порта. Чтобы в список контейнеров, с которыми возможно выполнить операцию завоза, попали номера контейнеров, полученные из АРМ ПРС, в задаче «Завоз» АРМ ПСК добавлен переключатель «показать контейнеры, переданные из порта», который доступен только для припортовых станций.

В отличие от завоза контейнеров от грузоотправителей после этой операции не предусмотрена передача сообщения 424 в ДИСКОН. Поэтому программное обеспечение АРМ ПСК обрабатывает этот «особый» случай и сообщение 424 не формируется.

В дальнейшем на АРМ ПСК осуществляется погрузка контейнера на вагон с автоматическим формированием и передачей в ДИСКОН сообщения 421. После выполнения работ с вагонами в подаче в АРМ ПСК выполняется задача «Уборка» с автоматическим формированием и передачей в ДИСКОН сообщения 1397.

Выше описана типовая технология работы припортовой станции при использовании АСУ КП. Однако при некоторой модификации она может быть использована и в нетиповом варианте.

Например, в 2004 году заключен договор между ООО СК «ТРАНЗИТ СВ» и Красноярским отделением Трансконтейнер филиала ОАО «РЖД» о использовании контейнеров в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении через станции Красноярск и Базаиха Красноярской дороги. Эти станции не являются припортовыми, но судоходная компания «Транзит СВ» вывозит контейнеры с этих станций в порт и завозит их из порта на автотранспорте. Программное обеспечение АРМ ПСК было модифицировано так, чтобы обеспечить возможность работы этих станций с контейнерами, следующими в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, по типовой технологии с учетом особенностей их работы. Так потребовалось выделить контейнеры, передаваемые в порт от контейнеров своей выдачи. К особенностям взаимодействия этих станций с дорожным уровнем ДИСКОН следует отнести то, что после операции завоза контейнера не требуется передавать в ДИСКОН сообщение 424, что автоматически учитывает АРМ ПСК.

В заключение следует отметить, что изложенная технология работы в АСУ КП позволяет исключить повторный ввод данных в двух АРМах, снижает вероятность возникновения ошибок при передаче сообщений в ДИСКОН. Так, в сообщении 4770 из 22 показателей, используемых в информационном блоке сообщения для вагона, из АРМ ПСК передаются 20 показателей, а в информационных блоках из 20 показателей 14 передаются из АРМ ПСК.

АСУ КП позволяет адаптироваться к некоторым особенностям работы станций без существенного изменения программного обеспечения АРМ ПРС и АРМ ПСК.

Интеграция АРМ ПРС в АСУ КП привела к желаемому результату. Затраты времени на подготовку документов и сообщений уменьшились, сократилось число ошибок в сообщениях.

Для дальнейшего повышения достоверности и актуальности контейнерной модели, повышения производительности труда работников припортовых станций следует рассмотреть возможность взаимодействия с АРМ экспедитора, разработки ГВЦ, чтобы исключить дублирование при вводе данных и снизить вероятность ошибок, допущенных операторами.

Ожидаемая в 2004-2005 гг. доработка программ ДИСКОН дорожного уровня, при которой сообщение 1690 будет содержать все сведения о контейнерах, необходимые АСУ КП припортовой станции, также приведет к сокращению времени на подготовку сообщений и уменьшению числа ошибок операторов.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2021