Развитие технических средств комбинированных перевозок
В начале 2000-х годов железные дороги Европы обнародовали перспективы увеличения объемов перевозок и грузооборота до
780 млрд. ткм в 2020 г., т. е. более чем в 3 раза за 20 лет. Эта цель нашла отражение в программах развития железных дорог
ряда стран.
Запланированное вступление в Европейский союз (ЕС) ряда восточноевропейских стран приведет к существенному росту объемов
перевозок, что, возможно, приведет к неравномерности транспортных потоков как по количественным, так и по стоимостным показателям,
росту затрат времени на обработку грузов на границах, недостаточной пропускной способности транспортной инфраструктуры и
отсутствию логистики.
По данным анализа перспектив перевозок между Германией и некоторыми восточноевропейскими странами, желающими вступить
в ЕС, выполненного на основе исследования «Перевозки Восток - Запад в 2010 г», проведенного по инициативе Немецкого транспортного
форума, освоение прироста объемов перевозок предъявляет значительные требования к заинтересованным сторонам, поскольку для
их выполнения необходимо наряду с созданием соответствующих материальных предпосылок, таких, как соответствующая автодорожная
и железнодорожная инфраструктура, последовательно использовать возможности, открываемые либерализацией рынка транспортных
услуг.
При перевозках грузов высокой стоимости наряду с дальностью перевозки все большее значение приобретают ее скорость и
доставка в установленный срок точно по графику. Преимущества перевозок достигаются в случае, если поезда будут следовать
на большие расстояния без промежуточной переработки, а время доставки может быть определено с достаточной точностью.
Возникает потребность в инновационных логистических решениях, при которых в условиях большой дальности перевозок должны
участвовать разные виды транспорта.
Несмотря на то, что объем смешанных перевозок в настоящее время составляет примерно четверть суммарного объема в международных
сообщениях, его более чем утроение за 10 лет (в 1989 -1999 гг.) доказывает наличие благоприятных перспектив для общего развития
- увеличения в 2 раза общего объема грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Вместе с тем объем смешанных перевозок
уже составляет 20 % общего на железных дорогах Германии, 25 % - на железных дорогах Франции и 30 % - Италии.
Ожидаемый прирост объемов перевозок потребует устранения препятствий для транспортных потоков в панъевропейских коридорах
II (Берлин - Варшава - Минск - Москва) и III (Берлин/Дрезден - Катовице - Львов - Киев). Рост привлекательности железнодорожных
перевозок делает экономически целесообразной передачу грузов с автомобильного транспорта железным дорогам при перевозках
на дальние расстояния, особенно в смешанном сообщении.
Дополнить общеевропейские коридоры должны прежде всего белорусские и российские магистрали (Минск - Москва - Нижний Новгород,
а также Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Кишинев с ответвлением Киев - Минск - Каунас - Калининград). Они обслуживают
промышленные центры России и являются частью транспортных связей с рынками стран Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского
региона.
По результатам опроса железных дорог ОСЖД по теме «Технические средства комбинированных перевозок» установлено, что в
настоящее время все железные дороги имеют опыт в части перевозок крупнотоннажных контейнеров, а ряд стран имеют опыт в части
перевозок автопоездов, полуприцепов и съемных кузовов.
Для организации перевозок крупнотоннажных контейнеров все железные дороги ОСЖД имеют перегрузочные терминалы, оборудованные
необходимыми техническими средствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами типоразмеров 1А, 1АА, 1С,
1СС, подвижной состав, технологическое и нормативно-правовое обеспечение.
Ряд железных дорог (Словакии, Венгрии, Польши) с шириной колеи 1435 мм участвуют в перевозках автопоездов, полуприцепов
и съемных кузовов с западными партнерами. Эти перевозки осуществляются на подвижном составе железных дорог Западной Европы.
При этом в основном перевозятся съемные кузова и автопоезда.
На железных дорогах колеи 1520 мм организованы комбинированные перевозки:
- поезд «Викинг» в сообщении Ильичевск - Клайпеда;
- поезд «Ярослав» в сообщении Киев-Славкув.
По договоренности сторон установлены конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, разработаны графики движения, определены
операторы этих поездов. В поезд могут включаться вагоны с крупнотоннажными контейнерами, рефрижераторными контейнерами, съемными
кузовами и автопоездами. В состав поезда включаются пассажирские вагоны для следования водителей автопоездов (тягач с полуприцепом).
По данным железных дорог Украины время следования контрейлерного поезда Киев-Славкув составляет 36 часов, Ильичевск-Клайпеда
- двое суток.
В 2003 году в указанных поездах перевезено 1496 автопоездов и 606 контейнеров в 20-футовом эквиваленте.
Для осуществления контрейлерных перевозок используются специализированные платформы модели 13-4095 и модернизированные
платформы М13-9004.
Перевозка автопоездов высотой 4000 мм на платформах модели 13-4095 производится во второй степени верхней негабаритности,
на модернизированных платформах Ml3-9004 - в третьей степени верхней негабаритности.
Маршруты следования с указанными степенями негабаритности согласованы участниками перевозок.
Перевозка производится в соответствии с приложением 21 СМГС «Правила перевозок груженых автопоездов, съемных автомобильных
кузовов и полуприцепов». Размещение и крепление автопоездов на платформах производится в соответствии с приложением 14.1
СМГС «Правила размещения и крепления автопоездов и полуприцепов на специализированных железнодорожных платформах моделей
М13-9004, 13-4095 и 13-9009 колеи 1520 мм».
Вопрос создания и развития технических средств для комбинированных перевозок является весьма актуальным в развитии транспортного
комплекса.
Одной из причин сдерживания развития комбинированных перевозок между странами с колеей 1520 мм и странами с железными
дорогами шириной колеи 1435 мм является отсутствие подвижного состава, позволяющего производить перевозки без перегруза с
колеи на колею.
На железных дорогах Украины и Литвы проводится работа по освоению технологии перевозок без перестановки колесных пар
и перегруза с колеи на колею.
На станции Моцкава (пограничный переход на Литовско-Польской границе Моцкава-Тракишки) в 2000 году введено в эксплуатацию
устройство по автоматическому изменению ширины колесных пар.
На станции Мостиска II (Украина) построен и введен в эксплуатацию пункт по обслуживанию раздвижных колесных пар СУВ-2000.
Опыт западноевропейских стран показывает, что основной причиной ограничения перевозок автомобильным транспортом и организации
контрейлерных перевозок является контроль за грузовыми потоками через Альпы, который преследует экологические цели с учетом
особой уязвимости Альпийской биосферы.
Проблемы экологии также решаются и в странах ОСЖД, кроме этого, состояние и пропускная способность существующих автомобильных
дорог и административные границы создают проблемы при освоении растущего объема перевозок. Поэтому актуальность развития
системы комбинированных перевозок очень высока.
Развитие комбинированных перевозок требует интенсификации научных разработок в следующих направлениях:
- создание новых, модернизация и обновление существующих технических средств комбинированных перевозок с учетом
соответствия требованиям международных стандартов;
- развитие эффективных транспортно-логистических технологий и перевозочных систем, обеспечивающих снижение транспортных
издержек;
- комплексная информатизация перевозок на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных
систем;
- повышение инвестиционной привлекательности комбинированных перевозок;
- поддержка на уровне законодательства по экологии автомобильных перевозчиков при осуществлении социально-значимых автотранспортных
услуг на транспортном рынке;
- развитие законодательно-правовой и нормативной базы.
В соответствии с планом работ V Комиссии ОСЖД разработана Концепция выполнения темы по развитию технических средств комбинированных
перевозок, которая:
- определяет основные цели, задачи и направления развития системы комбинированных перевозок;
- увязана с национальными концепциями развития, комбинированных перевозок железных дорог ОСЖД;
- учитывает опыт стран СНГ, европейских и других стран с высоким уровнем развития автомобильного транспорта, активно
осуществляющих интеграцию в мировую транспортную систему;
- ориентирует производителей и пользователей транспортных услуг на развитие транспортных средств стран, участвующих в
перевозках.
Концепция рассмотрена и согласована на совещании экспертов Комиссии ОСЖД в марте 2004 года.
Основными задачами выполнения темы «Технические средства комбинированных перевозок» являются:
1. Разработка исходных эксплуатационных требований к системе комбинированных перевозок на основе:
- национальных концепций развития комбинированных перевозок стран - участников;
- перспективных объемов и маршрутов перевозок по железным дорогам крупнотоннажных контейнеров, автопоездов, полуприцепов
и прицепов, съемных кузовов;
- анализа опыта комбинированных перевозок грузов в международном и внутреннем сообщениях;
- анализа существующего технического оснащения железнодорожных станций в части возможности участия в комбинированных
перевозках;
- анализа имеющихся технических средств комбинированных пере возок (автомобильных тягачей, прицепов, полуприцепов, крупнотоннажных
контейнеров и съемных кузовов; железнодорожного подвижного состава; механизации погрузочно-разгрузочных работ; оснащения
терминалов: фронтов погрузки и выгрузки; железнодорожных станций и контейнерных пунктов).
2. Определение потребностей в инфраструктуре (железнодорожном подвижном составе, терминалах переработки и их техническом
оснащении).
3. Оценка рентабельности организации системы комбинированных перевозок на основных маршрутах, необходимости и создания
новых технических средств комбинированных перевозок (реконструкция существующих) с учетом планируемых объемов перевозок.
4. Разработка технико-эксплуатационных требований к техническим средствам комбинированных перевозок:
- железнодорожным вагонам нового поколения с учетом существующих и перспективных габаритов железных дорог ОСЖД
и ЕС, осевых на грузок, скоростей движения грузовых поездов на железных дорогах ОСЖД и ЕС, обеспечения условий сохранности
перевозимых грузов и безопасности движения поездов, универсальности в части перевозки перспективных моделей автомобильных
тягачей, прицепов, полуприцепов, крупнотоннажных контейнеров и съемных кузовов;
- средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- устройствам оснащения фронтов погрузки и выгрузки железнодорожных станций и контейнерных пунктов.
5. Разработка технико-эксплуатационных требований к техническому оснащению терминалов для осуществления комбинированных
перевозок, которая включает:
- разработку схемы размещения терминалов комбинированных пере возок;
- разработку схем технического оснащения терминалов комбинированных перевозок;
- разработку технико-эксплуатационных требований к техническому оснащению терминалов;
- разработку требований к проектированию и изготовлению средств погрузки-выгрузки автомобильных прицепов и полуприцепов,
крупнотоннажных контейнеров и съемных кузовов, устройств для заезда-выезда авто транспортных средств.
6. Разработка технологии комбинированных перевозок.
7. Технико-экономическое обоснование эффективности системы комбинированных перевозок в международном
сообщении.
|