Основные направления развития цифровых сетей технологической связи ОАО «РЖД»
Развитие технологической связи ОАО «РЖД» проводится в соответствии с Системным проектом «Сеть связи федерального железнодорожного
транспорта».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О связи» №126-ФЗ от 07.07.2003г. сеть связи ОАО «РЖД» относится к категории
«технологическая сеть связи».
В течение 2000-2004 г.г. развитие цифровой связи осуществлялось на основных направлениях, и создана единая магистральная
цифровая сеть связи, являющаяся транспортной средой для технологической связи, включая технологический сегмент дорожного
уровня. Это позволило построить также магистральную сеть ОбТС (полностью на цифровых УАК), оперативно-технологическую связь,
сеть СПД, увязать все 17 Управлений железных дорог между собой, реализовать новую структуру управления ЦУП - служба Д - ЕДЦУ
- ЦУМР.
Однако в процессе строительства и эксплуатации цифровой сети имеет место отставание по внедрению цифровых систем на дорожном
уровне.
Развитие технологической связи на последующий период предполагается как продолжение цифровизации основных направлений,
так и решение неотложных вопросов на остальных направлениях железных дорог. Для этой цели совместно с Департаментом связи
и вычислительной техники разработана «Программа модернизации основных фондов хозяйства связи и вычислительной техники на
срок до 2010 года».
Программа разработана на основе анализа существующего состояния основных фондов хозяйства связи и возможностью модернизации
на период до 2010 года с использованием новых технологий, основанных на использовании цифровых средств связи.
В соответствии с этой программой предполагается полностью заменить аналоговые системы передачи на цифровые и реализовать
передовые технологии эксплуатации и обслуживания на основе следующих положений.
Первичная сеть на базе ВОЛС (рис. 1) развивается за счет цифровых систем передачи СЦИ, а на медных кабелях - за счет
высокоскоростных систем HDSL.
В качестве цифровых систем СЦИ в технологическом сегменте используется оборудование отечественных производителей: ОАО
«Морион», ЗАО «Новел-Ил» и ЭЗНП РАН.

Рис. 1.
Сетевой элемент, построенный на системе передачи СЦИ, должен обеспечивать:
• для малой станции - два агрегатных потока STM 1 («запад», «восток») с возможностью ввода вывода 21 - компонентного
потока Е1 с использованием компактных мультиплексоров для минимизации затрат;
• для средней станции - два агрегатных потока STM 1 («запад», «восток») с возможностью ввода-вывода 32 - компонентных
потоков Е1;
• для узловой станции - три агрегатных потока STM 1 («запад», «восток», «север») с возможностью ввода-вывода 42
- компонентных потоков Е1 и поддержкой кросс-коммутации между всеми направлениями STM 1 в эквиваленте 63xVC 12.
Цифровые системы передачи HDSL применяются на первичной сети технологического сегмента для решения следующих задач:
• организация связи на малодеятельных участках;
• организация станционной связи;
• резервирование каналов ВОЛС.
Цифровые системы передачи HDSL предполагается использовать как самостоятельно (для резервирования каналов ВОЛС), так
и совместно с аналоговой аппаратурой К-60, К-24Т, К-12+12.
Для технологического сегмента разработан комбинированный кабель (Рис. 2), который представляет совокупность медных
жил и оптических волокон (8 оптических волокон, 2 четверки симметричные для связи и 4 четверки и 1 пара для СЦБ). Разработаны
типы кабеля с учетом прокладки как на электрифицированный участках, так и на участках с автономной тягой. Строительная длина
кабеля 1,1 км.
Применение комбинированного кабеля позволит снизить затраты по сравнению с использованием одного волоконно-оптического
кабеля, магистрального кабеля с медными жилами и дополнительного сигнально-блокировочного кабеля.
Кабель предлагается для применения: на малодеятельных участках для цепей связи и СЦБ и организации кольцевых структур
в системе дорожной связи, а также для цепей связи и СЦБ между удаленными парками станций.

Рис.2
ОбТС развивается на основе использования цифровых УПАТС по принципу замещения «сверху-вниз». Строятся цифровые телефонные
станции, в первую очередь, в дорожных и отделенческих узлах, а затем на нижнем уровне. Для сопряжения с ГАТС в дорожных узлах
устанавливаются станции городского типа EWSD, которые являются в то же время районными станциями. Развитие сети ОбТС будет
происходить не только за счет замены аналоговых станций цифровыми, но и использования технологии IР-телефонии.
Система управления сетью технологической связи дорожного уровня ОАО «РЖД» создается в 2 этапа (рис. 3).

Рис.3
На I этапе предполагается организовать центр технического управления сети технологической связи (ЦТУ) в управлении железной
дороги и центры технического обслуживания (ЦТО) в отделении/дистанции дороги на базе ШЧ. Для управления и обслуживания сетевым
оборудованием необходимо использование стандартной версии сетевого управления, поставляемой совместно с оборудованием и рекомендуемой
производителем, с обеспечением функций управления из ЦТУ. В ЦТО предполагается разместить рабочее место сменного оператора
на базе удаленного терминала, обеспечивающего функции мониторинга состояния оборудования связи у обслуживаемой
зоны.

Рис.4
Восстановление работоспособности после отказа оборудования и каналов связи подведомственного участка сети связи обеспечивается
ремонтно-восстановительными бригадами.
На II этапе будет создана ЕСМА, включающая в себя комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающий сопряжение с
СУСП каждого производителя и вида связи на технологическом сегменте.
В качестве примера на рис. 4 приведена организационно-техническая структура системы управления первичной сети связи технологического
сегмента на базе одного производителя.
|