Построение единой системы нумерации общетехнологической телефонной связи (ОБТС)
Существующая нумерация сети ОбТС была разработана в период использования на сети декадно-шаговых и координатных АТС.
Такое положение во многом определило как структуру сети, так и параметры системы нумерации, поскольку алгоритмы обработки
номера определялись техническими характеристиками электромеханических АТС. В аналоговой сети использовалась практически 11-значная
открытая система нумерация 0-9ХХ-ХХХ-Наб (Х- любая цифра, А - любая цифра, кроме 9, Наб - номер абонента местной сети, содержащий
от 2 до 5 цифр) при общей емкости сети около 1 млн. абонентов.
С внедрением цифровых УПАТС на сети ОбТС появилась возможность привести в соответствие систему нумерации с емкостью сети.
Сеть ОбТС дороги разделяется на зоны с закрытой 5-значной нумерацией вида аХХХХ, где а - любая цифра, кроме 0,1,8,9.
Здесь 0 - индекс выхода на междугородную сеть ОбТС, номера 1ХХ закрепляются за линиями специального назначения (стол заказов
РМТС, стол справок и т. п.), 8ХХ резервируются в качестве кодов выхода на коммерческие сети и для доступа к перспективным
сервисным службам, 9 - индекс выхода на ТфОП. Каждой зоне присваивается двухзначный код АВ, где А - любая цифра, кроме 9.
С учетом того, что емкость дорожных сетей (за исключением сети Московской ж.д.) лежит в пределах 40-70 тыс. номеров,
на дорогах рекомендуется формировать две, максимум три зоны (рис. 1). Емкости зон должны быть соизмеримы, и в них следует
включать 2-3 отделения

Рис.1.
Разбиение массива номеров внутри зоны следует проводить с ориентацией на крупные узлы, вокруг которых формируются участки.
Общая емкость такого участка может составлять 10 тыс. номеров, и каждый участок имеет нумерацию 2ХХХХ, ЗХХХХ, 4ХХХХ, 5ХХХХ,
6ХХХХ, 7ХХХХ.
Выделение участков внутри зоны и присвоение им номеров 2, 3, 4,... следует осуществлять с учетом сложившейся на сети
нумерации и, в первую очередь, с учетом сопряжения плана нумерации ОбТС и ГТС на тех станциях, которые имеют выход в город
и включены в план городской нумерации.
Если по каким-то причинам на дороге временно проектируется больше двух-трех зон, и емкость каждой зоны существенно меньше
60 тыс. номеров, то необходимо создать предпосылки для укрупнения в дальнейшем зоны без существенного изменения плана нумерации,
для чего необходимо выполнить следующее условие: 10-ти тысячные области соседних зон не должны совпадать по нумерации.
После этого составляется сводная таблица нумерации, отражающей переходной период, в котором имеется старый и новый план
нумерации (рис. 2).

Рис. 2.
Одновременно с формированием зон необходимо разрабатывать структурные схемы сети отделенческих и внутриотделенческих
узлов, взаимоувязанных с дорожным узлом. В качестве приоритетной задачи рекомендуется в пределах зоны устанавливать в отделенческих
(ОУ) и во всех крупных внутриотделенческих узлах (ВОУ) цифровые транзитные АТС таким образом, чтобы все аналоговые станции
зоны могли быть включены непосредственно в ближайший цифровой узел (рисунок 2). В построенной таким образом цифроаналоговой
сети реализуется единая пятизначная нумерация, т.е. абоненты как цифровых, так и аналоговых станций, независимо от емкости
последних, имеют пятизначные номера, и в дальнейшем при замене аналоговых станций на цифровые нумерация на сети не меняется.
Такое направление модернизации сети в условиях ограниченных инвестиций в развитие ОбТС дает наибольший эффект по сравнению
с установкой на сети отдельных цифровых АТС или строительству небольших участков цифровой сети, т.к. позволяет не только
внедрить на цифроаналоговой сети цифровой план нумерации, но и решить проблему существенного повышения качества связи на
всей сети. При этом в условиях ограничения капитальных вложений можно на первом этапе в узлах установить только оборудование
УАК.
При установлении соединения с конкретным абонентом оконечной станции ОС, включенной в один из УАК-ов «распределенного»
узла, необходимо правильно выбрать соответствующий пучок СЛ. С этой целью дорожный УАК должен анализировать не менее четырех
цифр номера АВ-аХХХХ. Три цифры АВ-а анализируются в том случае, когда в каждый из УАК-ов «распределенного» узла включается
одна или несколько десятитысячных областей зоны аХХХХ. Вместе с тем следует предусмотреть возможность более гибкого формирования
цифро-аналоговой зоны, т.е. возможность включать аналоговые оконечные станции, входящие в область нумерации одной десятитысячной
области, в разные УАК-и. В этом случае возникает необходимость анализа четырех цифр АВ-аХ.
При определении необходимого количества обходных направлений, которые должен обеспечивать каждый из УАК-ов структурной
схемы рис. 1, следует учитывать обходы через смежные узлы как по цифровым, так и по аналоговым каналам- 4 направления. Одновременно
следует предусматривать возможность обхода по иным сетям и средам, т.е. минимальное число поддерживаемых направлений должно
быть не менее пяти. При этом для формирования единого плана нумерации все УАК-и должны обеспечивать совместимость таблиц
маршрутизации.
При включении АТС в план нумерации ГТС, а также при включении станций малой емкости в пятизначный план зоны возникает
необходимость как в добавлении или в восстановлении, так и в изъятии нескольких цифр номера.
Для реализации указанных требований и построения единой системы мониторинга и администрирования рекомендуется строить
«распределенный» узел на однотипных станциях одного производителя.
Правильно выбранная топология сети, объединяющей УАК-и зоны в «распределенный» узел, и соответствующим образом прописанные
маршруты должны обеспечить надежность и живучесть сети в случае повреждения отдельных ребер. Дальнейшая модернизация сети зоны
заключается в замене аналоговых станций на цифровые без коррекции
плана нумерации.
В настоящее время реализуется первый этап внедрения цифрового плана нумерации на дорогах. Согласованы количество зон
и нумерация направлений на зоны. Однако не всем дорогам удается сформировать перспективный план нумерации цифровой сети с
учетом изложенных требований. Зачастую дороги стремятся полностью сохранить старый план нумерации, для чего запрашиваются
лишние зоны, которые используются для нумерации одного отделения. Поскольку емкость сети отделения лежит в пределах от 5
до 15-ти, максимум - 20 тыс. номеров, использование ресурса нумерации зоны получается очень низким (рис. 4).

Рис. 3 .
Здесь уместно отметить, что пока нет контроля за использованием ресурса нумерации дорог (имеется ввиду прежде всего надведомственный
контроль, за которым наверняка последует и внутриведомственный), такая ситуация долго сохраняться не может. Следует иметь
ввиду, что положение, когда систему нумерации можно было строить достаточно произвольно, заканчивается, и пришло время учитывать
нормативные национальные и международные документы.

Рис.4
|