Автоматизированное рабочее место оперативно-ситуационного анализа диспетчерского центра управления движением поездов (АРМ ОСА)
Введение
В последние два десятилетия железным дорогам практически всех развитых стран пришлось столкнуться с необходимостью проведения
структурных реформ. Не стали исключением и Российские железные дороги. Снижение спроса на перевозки, большой накопленный
долг, огромная выработка технических средств, обострение конкуренции на рынке транспортных услуг потребовали переработки
структуры управления отраслью и повышения качества обслуживания.
Постановка задачи
С 2002 года разрабатывается «Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов
(МС)», которая первоначально подразумевала под собой совокупность средств СЦБ (МС-СЦБ) и приборов безопасности на локомотиве
(ЕКС). В процессе разработки было принято решение включить в систему третью составляющую - информационную подсистему (АСУ
МС), которая путем сбора и анализа информации из существующих автоматизированных систем управления могла бы формировать пакеты,
необходимые для работы МС.
В настоящее время АСУ МС внедряется на Свердловской железной дороге, где в течение года планируется отработать технологию
для подготовки типовых технических решений по внедрению системы на сети железных дорог.
Содержательная часть
АСУ МС состоит из трех компонентов, обеспечивающих взаимодействие с АСУ хозяйств и непосредственно с тяговым подвижным
составом.
Для взаимодействия с оперативным персоналом диспетчерского центра разработано АРМ оперативного ситуационного анализа
(АРМ ОСА), который является ключевым рабочим местом системы.
Основное назначение АРМ ОСА - осуществление автоматизированного взаимодействия поездного диспетчера, дежурного по станции
или другого ответственного лица с АСУ МС, участвующим в процессе контроля соблюдения безопасности движения поездов.
АРМ ОСА является управляющей системой, позволяющей оперативному персоналу диспетчерского центра подконтрольно и под личную
ответственность осуществлять движение поездов с нарушением тех или иных нормативов.
Наряду с основным назначением, АРМ ОСА также обеспечивает оперативный персонал дорожного (регионального) центра управления
перевозками оперативной и достоверной информацией об объектах (поезда, локомотивные бригады, одиночно следующий тяговый и
специальный самоходный подвижной состав, станционные и перегонные устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, линии
связи, прочие контролируемые объекты), находящихся на контролируемых диспетчерским центром участках железных дорог, а также
предоставляет в наглядном виде информацию, выдаваемую Центральным обрабатывающим комплексом АСУ МС (ЦОК АСУ МС).
В АРМ ОСА реализованы следующие функции:
• взаимодействие (диалог) оперативного персонала диспетчерского центра с целью
снятия запретов АСУ МС на движение, сформированных ЦОК АСУ МС;
• осуществление политики безопасности в случае принятия оперативным персоналом
диспетчерского центра управляющих решений;
• передача в ЦОК АСУ МС решений, принятых оперативным персоналом диспетчерского
центра (рис. 1);
• взаимодействие с ЦОК АСУ МС для создания оперативной отчётности по работе
участка, контролируемого АРМ ОСА, с прогнозированием опасной ситуации;
• наглядное предоставление оперативному персоналу диспетчерского центра информации
о событиях, обработанных ЦОК АСУ МС и требующих принятия решений;
• наглядное предоставление оперативному персоналу диспетчерского центра информации
о событиях, обработанных ЦОК АСУ МС и не требующих принятия решений;
• наглядное отображение выработанных решений и их реализации;
• предоставление оператору дополнительной информации, имеющейся в АСУ МС и
необходимой для осуществления функций управления процессом перевозок;
• протоколирование истории работы оперативного персонала диспетчерского центра
с АРМ ОСА («чёрный протокол»).
Примечание: Решение ЦОК АСУ МС вырабатывается на основе анализа входящей из АСУ хозяйств информации и заложенных в программное
обеспечение ЦОК АСУ МС алгоритмов. Цель принятия решения - дальнейшая блокировка движения поезда, имеющего какое - либо нарушение
технологии (неправильное формирование состава, просроченные ремонты и техническое обслуживание подвижного состава, нарушение
режима труда и отдыха локомотивных бригад).
Поскольку одними из многих реализуемых в АСУ МС функций являются функции передачи на тяговый подвижной состав (ТПС) ответственных
команд (управляющих воздействий), автоматизированного обеспечения соблюдения технологии работы (недопущение нарушений исполнения
должностных инструкций оперативным персоналом) в результате чего эти и все другие аналогичные действия должны иметь однозначное
подтверждение специальными средствами (идентификация и аутентификация).
Идентификация позволяет субъекту (пользователю или процессу, действующему от имени определенного пользователя) назвать
себя (сообщить свое имя). Посредством аутентификации вторая сторона убеждается, что субъект действительно тот, за кого он
себя выдает. В качестве синонима слова «аутентификация» иногда используют сочетание «проверка подлинности».
Субъект может подтвердить свою подлинность, если предъявит, по крайней мере, одну из следующих сущностей:
• нечто, что он знает (пароль, личный идентификационный номер, криптографический
ключ и т.п.);
• нечто, чем он владеет (личную карточку или иное устройство аналогичного
назначения);
• нечто, что есть часть его самого (голос, отпечатки пальцев и т.п., то есть
свои биометрические характеристики).
Для идентификации и аутентификации пользователей АРМ ОСА было принято решение использовать интеллектуальные электронные
карты «токены». Достоинством «токенов» является возможность использования их для аутентификации в открытой сети.
На рис. 1 представлена блок-схема основной функции АРМ ОСА — функции диалога с пользователем для подтверждения решения
ЦОК АСУМС.
Первоначально производится идентификация пользователя описанным выше способом на основе личной интеллектуальной электронной
карты. Данная операция позволяет получить доступ к программе только пользователям, имеющим на это разрешение. После операции
идентификации выводится окно с первоначальной информацией о нарушении (рис. 2), которое позволяет пользователю осуществить
переход к окну принятия решения (рис. 3) либо отсрочить принятие решения на определенное программой время для сбора дополнительной
информации по данному случаю.
После проведения идентификации пользователя и окончания операции подтверждения решения ЦОК АСУ МС, для дальнейшего анализа
руководством ОАО «РДЖ» информация о каждом случае нарушения пере дается на Web-сайт АСУ МС. i
Согласно принятым во всем мире стандартам ISO 9000, АРМ ОСА является частью замкнутой системы контроля качества технологических
процессов.
Заключение
Таким образом, осуществление автоматизированного взаимодействия ответственных работников - поездного диспетчера, дежурного по
станции или других лиц с АСУ МС, участвующих в процессе контроля соблюдения безопасности движения поездов является основным назначение АРМ ОСА.

Рис. 1 Блок-схема диалога пользователя АРМ ОСА с ЦОК АСУ МС

Рис. 2 Первоначальная информация о нарушении

Рис. 3 Окно принятия решения
|