Расчет показателей использования вагонного парка на основе пономерного учета его работы в системе «ДИСПАРК»

Качество использования подвижного состава, т.е. использования его во времени и пространстве, определяется следующими основными измерителями: оборотом, среднесуточным пробегом, производительностью вагона, статической и динамической нагрузкой. Частными измерителями, определяющими качество использования вагонов на отдельных этапах их работы, являются:

• простои вагонов на технических (сортировочных и участковых) станциях;

• простои вагонов под грузовыми операциями (погрузкой и выгрузкой);

• скорости следования вагонов в поездах.

Качественные показатели характеризуют, какое количество перевозочной работы падает на единицу технической работы транспорта или какой объем технической работы выполнен в единицу времени. При этом оборот вагона является обобщающим показателем работы железнодорожного транспорта.

Оборотом вагона ОВ принято считать время в сутках или часах, проходящее от одной погрузки вагона до следующей его погрузки. Совершенно очевидно, что чем большим является ОВ тем большее количество вагонов N потребуется для выполнения определенного объема перевозок, выраженного количеством погруженных за сутки вагонов, чем меньше будет время оборота вагона, т.е. чем быстрее будет оборачиваться каждый вагон, тем большее количество груза может быть перевезено наличным количеством вагонов рабочего парка. Таким образом, оборот вагона определяет возможности выполнения того или иного объема погрузки, а следовательно, ускорение оборота вагона является важнейшей задачей в перевозочном процессе.

Оборот вагона обычно определяют исходя из числа погруженных NП принятых в груженом состоянии по межгосударственным или междорожным стыкам NГРПР, вагонов и рабочего парка NО на 18 ч:

Однако использование формул такого типа для расчета качественных показателей работы вагонного парка как для сетевого, так и дорожного уровней не позволяет получить объективную и точную оценку этих показателей, так как связано с рядом погрешностей, которые присущи этим формулам.

Одной из основных причин погрешностей является то, что при подсчете рабочего парка вагонов учитывается не среднечасовое наличие этого парка за сутки, а наличие на отчетный час (т.е. на 18 ч). Это даст искажение в расчетах, когда дорога к отчетному часу может искусственно сократить рабочий парк вагонов и тем самым получится заниженный оборот вагона. Может быть и обратное положение, когда к отчетному часу парк вагонов может увеличиться за счет усиленного поступления порожних вагонов от соседних дорог (в этом случае оборот вагона окажется завышенным). Возникнут также погрешности, если, например, в течение расчетных суток принятый груженый вагон после выгрузки направляется в ремонт, при этом он не входит в числитель (т.е. в рабочий парк), но остается в знаменателе; аналогично, если этот вагон после выгрузки отставляется в резерв МПС или технологический резерв, то это также вносит погрешность в расчет качественных показателей из-за исключения таких вагонов из рабочего парка, т.е. из числителя, хотя в знаменатель эти вагоны включаются; или, аналогично, при переходе арендованных и собственных вагонов с путей общего пользования на подъездные пути предприятий-арендаторов и предприятий-собственников эти вагоны исключаются из рабочего парка, хотя в знаменателе они учтутся как принятые груженые, и ряд других особенностей, которые приводят к погрешностям при использовании этих формул.

Внедрение на железных дорогах Российской Федерации автоматизированной системы «ДИСПАРК» позволяет перейти на качественно новый уровень информации о работе вагонного парка, обеспечивает пономерной учет и контроль дислокации каждого вагона, и, следовательно, наличие пономерных данных о работе каждого вагона дает возможность вести расчет всех качественных показателей работы вагонов на иной, принципиально отличной от существующей, методике.

За основу новой методики, согласованной ЦЧУ МПС и утвержденной ЦЦ МПС в июне 2001 г, взят расчет на реальной информации по каждому вагону о всех операциях с ним и соответственно получение

точной и объективной оценки оборота и среднесуточного пробега как по каждому отделению, дороге, по сети в целом, так и по каждому роду подвижного состава, по вагонам собственности предприятий и арендованным вагонам. А после внесения в сетевую и дорожные базы данных по собственным и арендованным вагонам (АБД СВ и АБД АВ) для предприятий-собственников и предприятий-арендаторов их соответствующих кодов ОКПО и ИНН стало возможным вести расчет оборота и среднесуточного пробега вагонов отдельно по каждому собственнику и каждому арендатору (в том числе, оборот, расчлененный по его элементам). В новой методике расчета отражается каждый цикл работы вагона, выход каждого вагона в ремонт, отставление в нерабочий парк и т. д., что позволяет также оценить влияние различных факторов в работе вагонов на результирующие показатели и соответственно принимать обоснованные решения по управлению вагонным парком на всех уровнях.

Рассмотрим расчет основных показателей использования вагонного парка в точной их формулировке.

Оборот грузового вагона. Время оборота вагона — это затрата времени в сутках или часах в среднем на один перевозочный цикл (оборот) или единицу работы с вагонами:

где ир — число оборотов вагонов или единиц работы (сокращенно — работа);

Σnt — суммарная затрата вагоно-часов в течение и оборотов или единиц работы вагонов.

Для сети РЖД (как незамкнутой системы) число оборотов (циклов) или единиц работы равно суммарному количеству вагонов, погруженных ип и принятых в груженом состоянии по межгосударственным стыкам из СНГ и стран Балтии иСНГпр.гр, т.е.:

Тогда общий оборот вагона для сети РЖД вычисляется, как:

На дороге или отделении многие вагоны совершают не весь цикл — от погрузки до погрузки, — поэтому для этих подразделений название «общий оборот вагона» условно. Общий оборот вагона на дороге или отделении определяется как средняя затрата вагоно-часов (или вагоно-суток), приходящаяся на один погруженный и принятый груженый вагон:

На дороге или отделении оборот вагона различен у разных потоков; для расчета оборота выделяются следующие 10 возможных видов циклов или единиц работы с вагонами на этих подразделениях (рис. 1):

1. Транзитные груженые вагоны — от приема до сдачи в груженом состоянии;

2. Груженые вагоны, поступающие под выгрузку и сдаваемые после нее, — от приема в груженом состоянии до сдачи в порожнем состоянии;

3. Груженые вагоны, поступающие под выгрузку и используемые затем для погрузки, — от приема в груженом состоянии до по грузки;

4. Вагоны, загруженные после выгрузки на этом же подразделении, вновь выгруженные и погруженные — от погрузки до следующей погрузки;

5. Принятые порожние вагоны, затем загруженные, выгруженные и вновь загруженные, — от приема в порожнем состоянии до следующей погрузки;

6. Вагоны, загруженные после выгрузки на этом же подразделении, вновь выгруженные и сдаваемые в порожнем состоянии, — от погрузки до сдачи в порожнем состоянии;

7. Принятые порожние вагоны, затем загруженные, выгруженные и сдаваемые в порожнем состоянии, — от приема в порожнем состоянии до сдачи в порожнем состоянии;

8. Вагоны, загруженные после выгрузки на этом же подразделении и сдаваемые после погрузки, — от погрузки до сдачи в груженом состоянии;

9. Вагоны, принятые в порожнем состоянии, погруженные и после этого сдаваемые, — от приема в порожнем состоянии до сдачи в груженом;

10. Транзитные порожние вагоны - от приема до сдачи в порожнем состоянии.

Возможные варианты перевозочных циклов работы вагона на дороге или отделении

Рис. 1. Возможные варианты перевозочных циклов работы вагона на дороге или отделении

Средневзвешенная величина этих циклов работы вагонов (за вычетом пребывания в нерабочем парке или за балансом) и представляет собой общий оборот вагона для дороги или отделения.

Расчет оборота грузового вагона для сети железных дорог. Автоматизированная система пономерного учета ДИСПАРК позволяет на базе вагонной модели сети (ВМС) вести расчет значений ∑ nt, иp и оборота вагона ежесуточно в соответствии с фактически выполненной каждым вагоном работой. Для этого по окончании каждых расчетных суток последовательно просматриваются все вагоны в модели сети и по каждому вагону определяется:

• был ли он в данные сутки погружен или принят в груженом со стоянии по межгосударственному стыку на РЖД из СНГ и стран Балтии; если да, то суммированием подсчитывается отдельно количество погруженных на дорогах РЖД вагонов и количество груженых вагонов, принятых по межгосударственным стыкам;

• находился ли данный вагон в течение расчетных суток в рабочем парке;

• если вагон в течение данных суток был переведен из рабочего парка в нерабочий (или за баланс), и наоборот, перечислен в рабочий, то рассчитывается продолжительность t. времени нахождения вагона в рабочем парке в эти сутки;

• если вагон как в порожнем, так и в груженом состоянии был принят на РЖД по межгосударственному стыку, или как в порожнем, так и в груженом состоянии сдан по межгосударственному стыку в СНГ или страны Балтии, то рассчитывается продолжительность t. времени нахождения данного вагона в течение рас четных суток на РЖД.

Тогда оборот грузового вагона для сети РЖД вычисляется по формуле:

где ∆ti

а) времени нахождения вагона в течение расчетных суток в нерабочем парке или за балансом (в ремонте, в резерве, в запасе, на подъездных путях (п/п) — для собственных вагонов и на п/п арендатора—для арендованных вагонов);

б) времени с начала суток до приема вагона на РЖД по межгосударственным стыкам из СНГ и стран Балтии;

в) времени от сдачи вагона по межгосударственным стыкам в СНГ и страны Балтии до конца суток;

NC — общий парк вагонов собственности РЖД, СНГ и стран Балтии в вагонной модели сети (вагоны инвентарного парка и вагоны собственности предприятий);

UCпогр — суммарное количество вагонов, погруженных на дорогах сети в течение расчетных суток;

UСНГпр.гр — суммарное количество вагонов, принятых в течение расчетных суток в груженом состоянии на РЖД по межгосударственным стыковым пунктам.

Выполняя расчет по формуле (6) только по вагонам инвентарного парка собственности РЖД, или собственности любого другого государства СНГ и Балтии, получим соответственно оборот этих грузовых вагонов на сети Российских железных дорог, т.е. ОРЖДВ.С., ОУкрВ.С., ОБелорВ.С. и т.д.

Аналогично, выполняя расчет по формуле (6) для каждого рода подвижного состава, получим оборот на сети крытых вагонов, полувагонов, платформ и т.д.; в соответствии с базами данных по собственным и арендованным вагонам (АБД СВ и АБД АВ) получим оборот собственных и арендованных вагонов для сети железных дорог.

Однако рассчитывать посуточно оборот вагона для каждого собственника, каждого арендатора, по отдельным типам вагонов (например, фитинговым платформам, минераловозам, и т.д.) нецелесообразно, так как посуточные значения оборота для них будут иметь значительные колебания, связанные с меньшими количествами таких работающих вагонов и с неравномерностью погрузки грузов в вагоны. Поэтому для анализа работы собственных вагонов по отдельным собственникам, арендованных вагонов по отдельным арендаторам, а также отдельных типов вагонов необходимо вести расчет соответствующих значений оборота вагонов за некоторый период времени, например, за месяц. Для этого посуточно в соответствии с формулой (6) определяются значения числителя и знаменателя; суммирование отдельно вагоно-часов и работы ведется за все дни заданного расчетного периода, после чего оборот вагона вычисляется по формуле:

где К— количество дней в расчетном периоде.

Выполняя расчет оборота по формулам (6 и 7) в целом по вагонам инвентарного парка собственности РЖД и отдельно по родам подвижного состава, можно осуществить анализ выполнения оборота вагона как посуточно, так и по периодам.

Расчет оборота грузового вагона для железной дороги. В системе «ДИСПАРК» расчет оборота грузового вагона для дороги ведется аналогично сетевому, но на базе вагонной модели дороги (ВМД). При этом в расчете учитываются все вагоны, имевшиеся в базе в каждые данные сутки. Оборот грузового вагона для железной дороги вычисляется по формуле:

где At{ —рассчитывается аналогично формуле (6) и с условием приема и сдачи вагонов по междорожным стыкам;

NД — количество грузовых вагонов, имевшихся в вагонной модели дороги в течение расчетных суток;

UДпогр. — суммарное количество вагонов, погруженных на дороге в течение расчетных суток;

Uна дор.пр.гр. — суммарное количество груженых вагонов, принятых на дорогу в течение расчетных суток по междорожным стыковым пунктам.

Выполняя посуточно и за период такой расчет для каждого рода подвижного состава, получим оборот для дороги соответственно: крытых вагонов, полувагонов, платформ и т.д. В соответствии с дорожными аналогами сетевых баз данных по собственным и арендованным вагонам (ДК СВ и ДК АВ), получим оборот собственных и арендованных вагонов на дороге (с выделением в отдельный показатель времени простоя этих вагонов на подъездных путях).

Данную методику расчета оборота на основе пономерного учета работы каждого вагона в течение заданного периода времени можно представить также исходя из анализа завершившихся дорожных перевозочных циклов, и соответственно расчета оборота, по определению, как средней затраты времени на один цикл. В таком случае приведенные на рис. 1 возможные варианты перевозочных циклов работы вагона на дороге позволяют разделить весь процесс продвижения любого грузового вагона на ряд не прерывающихся в расчете циклов. Так, если за некоторый период времени с вагоном на дороге было произведено несколько операций погрузки, выгрузки, приема и сдачи, то указанные на рис. 1 элементарные варианты перевозочных циклов без пропусков в последовательности операций опишут данный процесс (рис.2).

В таком представлении формула оборота вагона будет следующей:

где Ni — число грузовых вагонов, участвующих в i-м перевозочном цикле;

Ni, 1-9 — число грузовых вагонов, участвующих в i-м перевозочном цикле (только по циклам вида 1-9);

Тi — продолжительность i-го цикла работы;

Тi НРП — время нахождения вагона в нерабочем парке или за балансом для i-го перевозочного цикла (в ремонте, в запасе, в резерве, на подъездных путях — для собственного и арендованного вагона, и т.п.);

Кц.р.п. — количество завершившихся циклов работы с вагонами за рассматриваемый расчетный период.

Расчет расчлененного оборота грузового вагона для железной дороги. При выделении в обороте вагона следующих четырех элементов: времени в поездах (на перегонах и промежуточных станциях), времени на технических станциях без переработки, времени на технических станциях с переработкой и времени простоя на станциях погрузки (выгрузки) — формулу (5) расчета оборота на дороге можно представить в следующем виде:

Представление процесса продвижения любого вагона (или вагонов) на дорог

Рис.2. Представление процесса продвижения любого вагона (или вагонов) на дороге или отделении в виде цепочки не прерывающихся перевозочных циклов работы

где Σnty, Σntт/б, Σntт/с, Σntь, — вагоно-часы в течение общего оборота соответственно в поездах на участках, транзитом без переработки на технических станциях, транзитом с переработкой на технических станциях и на станциях погрузки и выгрузки (местная работа);

UРД — число единиц работы с вагонами на дороге.

Расчет расчлененного оборота грузового вагона для сети железных дорог. Расчлененный оборот грузового вагона для сети дорог можно рассчитать, используя соответствующие значения расчлененного оборота на каждой железной дороге, по следующей формуле:

где к — число железных дорог на сети РЖД;

Тi)1, Тi)2, Тi)3, Тi)4, — время в сутках в течение общего оборота для /-ой железной дороги соответственно в поездах на участках, транзитом без переработки на технических станциях, транзитом с переработкой на технических станциях и на станциях погрузки и выгрузки;

uР i) — количество единиц работы для i-ой железной дороги; uР с — количество единиц работы для сети железных дорог России.

Выполняя расчет расчлененного оборота вагона по каждой дороге для каждого рода подвижного состава, а также отдельно для собственных и арендованных вагонов, в соответствии с формулой (11), получим расчлененный оборот для сети по этим родам и категориям подвижного состава.

Выводы

Изложенная методика расчета качественных показателей использования вагонного парка на основе пономерного учета его работы в системе «ДИСПАРК» позволяет получать объективную и точную оценку этих показателей с любой степенью детализации, как по сети в целом, по дорогам, так и отдельно по родам подвижного состава, по собственным и арендованным вагонам. А расчет оборота вагона с расчленением его на составляющие элементы позволяет оценить влияние различных факторов в работе вагонов на результирующие показатели и соответственно принимать обоснованные решения по управлению вагонным парком на всех уровнях, в том числе в рамках новой структуры управления ЦУП-ЦУПР-ОЦ.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.