К вопросу о порядке взаимодействия ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» (далее Компания) предусматривает взаимодействие с Правительством и субъектами РФ в вопросах содержания малоинтенсивных железнодорожных линий и участков, имеющих оборонное значение, и обеспечения государственной поддержки оптимизации и своевременной санации неэффективно используемых активов (малоинтенсивные линии и участки). В Стратегической программе развития ОАО «РЖД» в качестве основного ограничения в региональной политике приводится отсутствие четкого порядка взаимодействия Компании с субъектами РФ. Рассмотрим подробнее некоторые составные части такого порядка взаимодействия.

Для осуществления безубыточной деятельности Компании необходимо максимально сократить финансовые потери на малоинтенсивных железнодорожных линиях и участках. Потери образуются из-за того, что доходы от перевозок грузов по этим железнодорожным линиям и участкам, выполнения погрузочно-выгрузочных работ, оказания услуг грузоотправителям и грузополучателям не окупают расходы на их содержание. Необходимо или получить компенсацию убытков от Правительства или субъектов РФ, или закрыть малоинтенсивные железнодорожные линии или участки. Это очень «болезненный процесс» для пользователей услугами железнодорожного транспорта и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Закон) предусматривает разработку и утверждение Правительством РФ порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков и железнодорожных станций. Для Компании важна четкая регламентация этой процедуры. Основанием для рассмотрения вопроса о закрытии железнодорожных путей общего пользования может быть предложение Компании о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации железнодорожных путей общего пользования. Компания направляет в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта соответствующее обоснование, перечень грузоотправителей и грузополучателей, осуществляющих деятельность с использованием данной линии, с указанием объёмов грузовой работы, данные о размерах пассажирских перевозок, об эксплуатационных показателях, наличии альтернативных видов транспорта на данном направлении. В том случае, если причиной закрытия железнодорожных путей общего пользования является наличие убытков от деятельности, осуществляемой с их использованием, дополнительно прилагаются экономический расчет эксплуатационных расходов и доходов, а также предложения по исключению убыточности деятельности, осуществляемой с использованием данных путей. Например, назначение дотаций, налоговых льгот, выделение пригородных, социально значимых перевозок в отдельную организационную структуру, установление местных тарифов и дополнительных сборов и т. д.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта направляет извещение о предполагаемом закрытии железнодорожных путей общего пользования в федеральный орган исполнительной власти в области антимонопольной политики, федеральный орган исполнительной власти по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган исполнительной власти в области разработки и реализации социально-экономической политики, федеральный орган исполнительной власти в области финансов, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные органы исполнительной власти в двухмесячный срок со дня получения извещения обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта свои заключения и предложения.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта проводит экспертизу всех поступивших документов, при необходимости назначает межведомственную экспертную комиссию.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом предложений и заключений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации готовит общее экспертное заключение и вносит на рассмотрение Правительства РФ предложение о закрытии железнодорожных путей общего пользования.

Компания осуществляет закрытие на основании решения Правительства РФ.

В случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих государственное, социальное или оборонное значение, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта готовит предложения Правительству РФ и (или) органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по определению источника финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных путей.

В соответствии с Законом, если в течение 6 месяцев со дня подачи предложения о закрытии Правительство РФ не примет решение о закрытии железнодорожных путей общего пользования или определении источника финансирования и эксплуатации, Компания имеет право требовать закрытия путей в судебном порядке.

Для сокращения финансовых потерь может потребоваться закрыть не железнодорожную линию или участок целиком, а железнодорожную станцию. Можно предложить следующий порядок действий. Закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа (далее - операций), осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом предложений соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основанием для закрытия железнодорожной станции также является предложение Компании о закрытии железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций. Компания направляет в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта соответствующее обоснование с приложением объёмов и характера выполняемой грузовой и пассажирской работы, перечня грузоотправителей и грузополучателей, осуществляющих деятельность с использованием данной железнодорожной станции, технического состояния станционных обустройств. В том случае, если причиной закрытия железнодорожной станции является убыточность её содержания, дополнительно прилагаются экономический расчёт эксплуатационных расходов и доходов, а также предложения по исключению убыточности деятельности, осуществляемой с использованием данной железнодорожной станции.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта направляет извещение о предполагаемом закрытии железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций в федеральный орган исполнительной власти в области антимонопольной политики, федеральный орган исполнительной власти по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган исполнительной власти в области разработки и реализации социально-экономической политики, федеральный орган исполнительной власти в области финансов, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные органы исполнительной власти в месячный срок со дня получения извещения обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта свои заключения и предложения.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта принимает решение о закрытии железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций. На основании этого решения Компания осуществляет закрытие железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций.

В случае невозможности закрытия имеющей государственное, социальное или оборонное значение железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта готовит предложения Правительству РФ и (или) органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по определению источника финансирования содержания и эксплуатации этой железнодорожной станции.

В соответствии с Законом, если в течение 3 месяцев с даты подачи предложения о закрытии Правительство не примет решение о закрытии железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций или определении источника финансирования и эксплуатации, Компания имеет право требовать закрытия в судебном порядке железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций.

Во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации может также возникнуть вопрос о порядке примыкания к инфраструктуре Компании строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования. Закон предусматривает, что порядок выдачи разрешения на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящегося, нового или восстановленного железнодорожного пути общего и необщего пользования должен быть рассмотрен отдельно и утвержден постановлением Правительства РФ.

Для ОАО «РЖД» как единого хозяйствующего субъекта, ставшего в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта владельцем инфраструктуры сети железных дорог Российской Федерации, необходима четкая регламентация взаимоотношений с владельцами частной железнодорожной инфраструктуры общего и необщего пользования, желающими осуществить примыкание к железнодорожным путям общего пользования Компании.

Вряд ли Компании целесообразно полностью брать на себя ответственность за выдачу разрешения на осуществление примыкания. Можно предложить следующую последовательность принятия решения. Разрешение на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящегося, нового или восстановленного железнодорожного пути общего и необщего пользования выдаётся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Основанием для выдачи разрешения является заключение созданной в установленном порядке комиссии. Комиссия создаётся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по предложению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) или владельца пути необщего пользования, заявившего о готовности пути к примыканию. При этом надо учитывать, что в соответствии с Законом место примыкания определено на начальной стадии их проектирования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Владелец пути необщего пользования, заявивший о готовности пути к примыканию, дополнительно обязан представить в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта официальное заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о готовности пути к примыканию.

В состав комиссии должны войти представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, уполномоченный представитель владельца инфраструктуры или владельца железнодорожного пути необщего пользования, а также уполномоченный представитель Компании.

При примыкании строящихся железнодорожных путей общего пользования в состав комиссии включается представитель организации, осуществляющей строительство этих путей или их эксплуатацию.

Комиссия устанавливает соответствие железнодорожного пути общего или необщего пользования в месте примыкания к железнодорожному пути общего пользования утверждённому проекту, действующим нормативным актам. Решение оформляется в виде заключения, представляемого в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Принятие такого документа поможет выполнить предусмотренные «Стратегической программой развития ОАО «РЖД» первоочередные мероприятия в корпоративной региональной политике:

- совершенствование правовых основ взаимодействия с субъектами Российской Федерации;

- взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам компенсации потерь в доходах вследствие осуществления социально-значимых видов деятельности.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.