Создание автоматизированной базы нормативных документов по безопасности перевозочного процесса
Безопасность движения - это главный закон транспорта. Поэтому важнейшим в числе пяти стратегических целей, провозглашенных
в стратегической программе развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» записано «повышение качества
работы и безопасности перевозок».
Действующая комплексная система организации безопасности движения поездов была разработана в МПС в 1992-1993 годы и утверждена
приказом № 1Ц от 8 января 1994г. Результатом этой работы стала Государственная программа по повышению безопасности движения
на железнодорожном транспорте Российской Федерации на период 1993-2000гг, которая была успешно реализована.
В результате реализации этой программы положение с безопасностью движения на железнодорожном транспорте существенно улучшилась.
За этот период количество крушений сократилось более, чем в 8 раз (с 42 до 5), аварий с пассажирскими поездами - с 4 до 1,
случаев брака в поездной и маневровой работе - на 70%, в том числе: сходов подвижного состава в грузовых поездах - с 366
до 55 (в 6,6 раза), проездов запрещающего показания светофора - с 45 до 6 случаев.
Учитывая положительный результат выполнения указанной программы, МПС России разработало и утвердило «Программу внедрения
технических средств повышения безопасности движения на период 2001 -2005гг» (Указание от 13.09.2000г. № Г-2562у).
Программа вошла составной частью в Федеральную целевую программу «Модернизации транспортной системы России», утвержденную
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001г. № 848.
Тем не менее, в связи со старением подвижного состава и инфраструктурой железных дорог появилась тенденция к росту случаев
брака.
Анализ состояния с обеспечением безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок за 2002-2003годы показал, что случаи
брака увеличились: всего-с 148в2002г.до 159 в 2003г., при маневрах соответственно-с 137 по 151. Увеличилось число сходов
- 77 (71), взрезов - 21 (13). Возросло число браков на Октябрьской, Московской, Свердловской дорогах, но, вместе с тем, улучшилось
положение на Северо-Кавказской и Восточно-Сибирской дорогах.
В целях повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте предлагается:
- соблюдать основополагающие законодательные и иные правовые акты по обеспечению безопасности движения на железнодорожном
транспорте, перевозкам опасных грузов, а также нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения требований организации
перевозочного процесса и устанавливающие ответственность за нарушение этих требований;
- шире внедрять системы сертификации технических средств, лицензирования отдельных сфер деятельности, государственной экспертизы
проектных и технических решений, совершенствовать систему надзора за обеспечением безопасности движения;
- непрерывно совершенствовать средства неразрушающего контроля и диагностики основных элементов пути и подвижного состава,
включая модернизацию устройств контроля, применяемых в эксплуатационных условиях и на заводах-изготовителях;
- развивать методы и средства профессионального отбора и обучения персонала железных дорог, связанного с движением поездов;
- внедрять методы экономического воздействия при реализации мер по повышению безопасности движения;
- создать систему контроля за безопасностью движения поездов. Так возникла необходимость разработки и внедрения многоуровневой
системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (Указание МПС России от 29 ноября 2002г. № 191у). Принципиально
новая автоматизированная многоуровневая система управления безопасностью движения поездов позволит осуществлять автоматизированное
обеспечение соблюдения технологии работы железнодорожного транспорта (как отдельных хозяйств, так и системы управления перевозками
в целом) путем сбора, обработки и анализа соответствующей информации АСУЖТ с последующим воздействием на многоуровневую систему
СЦБ и единую комплексную систему управления и обеспечения безопасности движения (ЕКС).
В хозяйстве перевозок в целях повышения безопасности предполагается:
- совершенствовать нормативно-технологическую базу основной эксплуатационной деятельности;
- внедрять совершенные устройства для закрепления подвижного состава и предотвращения его самопроизвольного ухода со станции;
- внедрять устройства контроля свободности перегона от подвижного состава с использованием счетчика числа осей в поезде;
- разработать и использовать средства логического контроля за действиями дежурных по станции в условиях нарушения нормальной
работы устройств СЦБ и связи;
- разработать и внедрять методы предупреждения нарушений безопасности движения при маневровых передвижениях и на сортировочных
горках, исключающие сверхнормативные скорости соударения вагонов и их сходы с рельсов.
Разработка руководящих документов для совершенствования и гармонизации процессов управления безопасностью должна стать
одной из первостепенных задач деятельности ОАО «РЖД».
Новые технологии управления перевозочным процессом принципиально меняют функциональную роль человека в обеспечении безопасности
перевозок от руководителя высшего звена до рядового исполнителя, предъявляют новые требования к ведению документации на железнодорожном
транспорте, ее своевременной адаптации к реальной жизни. Переход на новую систему управления без тщательной переработки действующих
нормативно-правовых и технологических документов вызвал ряд трудностей. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо рассмотреть
вопросы безопасного управления перевозочным процессом на полигоне нескольких дорог, подготовить инфраструктуру хозяйств к
организации движения поездов повышенного веса и длины, обучить кадры диспетчеров будущих региональных диспетчерских центров
управления, согласовать и утвердить необходимую нормативно-техническую документацию. Сегодня стоит задача - создать автоматизированную,
жестко структурированную и строго формализованную базу нормативных документов по безопасности перевозочного процесса на основе
законодательных и нормативно-распорядительных документов.
Построение нормативно-правовой базы осуществляется по иерархическому принципу: чем выше уровень разработки и утверждения
документа, тем большой приоритет он имеет. Построенная «пирамида» начинается от государственных нормативно-правовых документов
(например, Устав железных дорог, Правила перевозок грузов или Правила технической эксплуатации) и завершается технологическими
процессами работы станций, регламентирующих элементарные технологические операции.
Нормативно-техническая документация определяет требования к условиям труда, то есть к уровню вредных производственных
факторов, к производственному оборудованию и помещениям, к организации и проведению технологических процессов, созданию и
применению средств защиты. Нормативная документация включает законы и кодексы Российской Федерации, правительственные постановления,
государственные стандарты, правила, инструкции и указания МП С России и его департаментов и ряд других документов.
Укрупненная структура законодательной и нормативной документации по обеспечению безопасности перевозок представлена на
рисунке 1, на котором прослеживается цепочка документов от «верхнего» уровня (аппарат управления) до «нижнего» уровня (линейные
предприятия) по всем хозяйствам.
Нормативно-техническая документация основывается на таких важных и первостепенных документах, как законы и кодексы Российской
Федерации, Правительственные постановления, ГОСТы, СНИПы, Правила перевозок грузов (ППГ), Транспортный устав, а также Правила
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ( ПТЭ), Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской
Федерации (ИСИ), Инструкция по движению поездов и маневровой работы на железных дорогах Российской Федерации (ИДП).
Далее документы более нижнего уровня имеют разделы требований безопасности, включая в себя:
- строительство, реконструкцию и ремонт железных дорог;
- организацию движения поездов, включая планирование перевозок, график движения, план формирования, организацию работы
локомотивов и локомотивных бригад;
- организацию работы станции, включая технологический процесс работы сортировочной, участковой и грузовой станции;
- особые условия перевозок и обеспечение сохранности грузов; учет, отчетность и профилактика безопасности движения и пожарной
безопасности, ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- специальные требования к учету и отчетности в хозяйстве перевозок.
Предложения по корректировке действующих нормативных документов по инициативе работников линейных предприятий в связи
с решением задач оптимизации эксплуатационной деятельности в условиях научно-технического прогресса и создания автоматизированных
информационно-управляющих систем рассматриваются по вертикали - снизу вверх. Их проверяют на соблюдение требований безопасности
движения, обосновывают и при положительном решении вносят корректировку во все необходимые документы «верхнего» уровня.
При изменении документа «верхнего» уровня правка осуществляется в обязательном порядке сверху вниз строго по всей цепочке
документов во все разделы, имеющие отношение к данной правке.
Выводы:
Создание автоматизированной ранжированной системы ведения нормативной базы документов по безопасности перевозочного процесса
позволяет:
- проследить цепочку документов от «верхнего» уровня (аппарат управления) до «нижнего» уровня (линейные предприятия);
- при изменении документов «верхнего» уровня по цепочке корректировать документы более «нижнего» уровня, при этом не допуская
пропусков;
- при изменении технических или технологических параметров на линейном уровне выявлять перечень документов, в которых требуется
для этого внести изменения.
Поскольку «пирамида» по вертикали имеет абсолютный приоритет вышестоящего документа, никакое изменение документов линейного
уровня не будет осуществлено до правки, находящейся в цепочке вышестоящих документов, что позволит строго соблюдать требования
безопасности.
|