Развитие технических средств комбинированных перевозок

В начале 2000-х годов железные дороги Европы обнародовали перспективы увеличения объемов перевозок и грузооборота до 780 млрд. ткм в 2020 г., т. е. более чем в 3 раза за 20 лет. Эта цель нашла отражение в программах развития железных дорог ряда стран.

Запланированное вступление в Европейский союз (ЕС) ряда восточноевропейских стран приведет к существенному росту объемов перевозок, что, возможно, приведет к неравномерности транспортных потоков как по количественным, так и по стоимостным показателям, росту затрат времени на обработку грузов на границах, недостаточной пропускной способности транспортной инфраструктуры и отсутствию логистики.

По данным анализа перспектив перевозок между Германией и некоторыми восточноевропейскими странами, желающими вступить в ЕС, выполненного на основе исследования «Перевозки Восток - Запад в 2010 г», проведенного по инициативе Немецкого транспортного форума, освоение прироста объемов перевозок предъявляет значительные требования к заинтересованным сторонам, поскольку для их выполнения необходимо наряду с созданием соответствующих материальных предпосылок, таких, как соответствующая автодорожная и железнодорожная инфраструктура, последовательно использовать возможности, открываемые либерализацией рынка транспортных услуг.

При перевозках грузов высокой стоимости наряду с дальностью перевозки все большее значение приобретают ее скорость и доставка в установленный срок точно по графику. Преимущества перевозок достигаются в случае, если поезда будут следовать на большие расстояния без промежуточной переработки, а время доставки может быть определено с достаточной точностью.

Возникает потребность в инновационных логистических решениях, при которых в условиях большой дальности перевозок должны участвовать разные виды транспорта.

Несмотря на то, что объем смешанных перевозок в настоящее время составляет примерно четверть суммарного объема в международных сообщениях, его более чем утроение за 10 лет (в 1989 -1999 гг.) доказывает наличие благоприятных перспектив для общего развития - увеличения в 2 раза общего объема грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Вместе с тем объем смешанных перевозок уже составляет 20 % общего на железных дорогах Германии, 25 % - на железных дорогах Франции и 30 % - Италии.

Ожидаемый прирост объемов перевозок потребует устранения препятствий для транспортных потоков в панъевропейских коридорах II (Берлин - Варшава - Минск - Москва) и III (Берлин/Дрезден - Катовице - Львов - Киев). Рост привлекательности железнодорожных перевозок делает экономически целесообразной передачу грузов с автомобильного транспорта железным дорогам при перевозках на дальние расстояния, особенно в смешанном сообщении.

Дополнить общеевропейские коридоры должны прежде всего белорусские и российские магистрали (Минск - Москва - Нижний Новгород, а также Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Кишинев с ответвлением Киев - Минск - Каунас - Калининград). Они обслуживают промышленные центры России и являются частью транспортных связей с рынками стран Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По результатам опроса железных дорог ОСЖД по теме «Технические средства комбинированных перевозок» установлено, что в настоящее время все железные дороги имеют опыт в части перевозок крупнотоннажных контейнеров, а ряд стран имеют опыт в части перевозок автопоездов, полуприцепов и съемных кузовов.

Для организации перевозок крупнотоннажных контейнеров все железные дороги ОСЖД имеют перегрузочные терминалы, оборудованные необходимыми техническими средствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами типоразмеров 1А, 1АА, 1С, 1СС, подвижной состав, технологическое и нормативно-правовое обеспечение.

Ряд железных дорог (Словакии, Венгрии, Польши) с шириной колеи 1435 мм участвуют в перевозках автопоездов, полуприцепов и съемных кузовов с западными партнерами. Эти перевозки осуществляются на подвижном составе железных дорог Западной Европы. При этом в основном перевозятся съемные кузова и автопоезда.

На железных дорогах колеи 1520 мм организованы комбинированные перевозки:

- поезд «Викинг» в сообщении Ильичевск - Клайпеда;

- поезд «Ярослав» в сообщении Киев-Славкув.

По договоренности сторон установлены конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, разработаны графики движения, определены операторы этих поездов. В поезд могут включаться вагоны с крупнотоннажными контейнерами, рефрижераторными контейнерами, съемными кузовами и автопоездами. В состав поезда включаются пассажирские вагоны для следования водителей автопоездов (тягач с полуприцепом).

По данным железных дорог Украины время следования контрейлерного поезда Киев-Славкув составляет 36 часов, Ильичевск-Клайпеда - двое суток.

В 2003 году в указанных поездах перевезено 1496 автопоездов и 606 контейнеров в 20-футовом эквиваленте.

Для осуществления контрейлерных перевозок используются специализированные платформы модели 13-4095 и модернизированные платформы М13-9004.

Перевозка автопоездов высотой 4000 мм на платформах модели 13-4095 производится во второй степени верхней негабаритности, на модернизированных платформах Ml3-9004 - в третьей степени верхней негабаритности.

Маршруты следования с указанными степенями негабаритности согласованы участниками перевозок.

Перевозка производится в соответствии с приложением 21 СМГС «Правила перевозок груженых автопоездов, съемных автомобильных кузовов и полуприцепов». Размещение и крепление автопоездов на платформах производится в соответствии с приложением 14.1 СМГС «Правила размещения и крепления автопоездов и полуприцепов на специализированных железнодорожных платформах моделей М13-9004, 13-4095 и 13-9009 колеи 1520 мм».

Вопрос создания и развития технических средств для комбинированных перевозок является весьма актуальным в развитии транспортного комплекса.

Одной из причин сдерживания развития комбинированных перевозок между странами с колеей 1520 мм и странами с железными дорогами шириной колеи 1435 мм является отсутствие подвижного состава, позволяющего производить перевозки без перегруза с колеи на колею.

На железных дорогах Украины и Литвы проводится работа по освоению технологии перевозок без перестановки колесных пар и перегруза с колеи на колею.

На станции Моцкава (пограничный переход на Литовско-Польской границе Моцкава-Тракишки) в 2000 году введено в эксплуатацию устройство по автоматическому изменению ширины колесных пар.

На станции Мостиска II (Украина) построен и введен в эксплуатацию пункт по обслуживанию раздвижных колесных пар СУВ-2000.

Опыт западноевропейских стран показывает, что основной причиной ограничения перевозок автомобильным транспортом и организации контрейлерных перевозок является контроль за грузовыми потоками через Альпы, который преследует экологические цели с учетом особой уязвимости Альпийской биосферы.

Проблемы экологии также решаются и в странах ОСЖД, кроме этого, состояние и пропускная способность существующих автомобильных дорог и административные границы создают проблемы при освоении растущего объема перевозок. Поэтому актуальность развития системы комбинированных перевозок очень высока.

Развитие комбинированных перевозок требует интенсификации научных разработок в следующих направлениях:

- создание новых, модернизация и обновление существующих технических средств комбинированных перевозок с учетом соответствия требованиям международных стандартов;

- развитие эффективных транспортно-логистических технологий и перевозочных систем, обеспечивающих снижение транспортных издержек;

- комплексная информатизация перевозок на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;

- повышение инвестиционной привлекательности комбинированных перевозок;

- поддержка на уровне законодательства по экологии автомобильных перевозчиков при осуществлении социально-значимых автотранспортных услуг на транспортном рынке;

- развитие законодательно-правовой и нормативной базы.

В соответствии с планом работ V Комиссии ОСЖД разработана Концепция выполнения темы по развитию технических средств комбинированных перевозок, которая:

- определяет основные цели, задачи и направления развития системы комбинированных перевозок;

- увязана с национальными концепциями развития, комбинированных перевозок железных дорог ОСЖД;

- учитывает опыт стран СНГ, европейских и других стран с высоким уровнем развития автомобильного транспорта, активно осуществляющих интеграцию в мировую транспортную систему;

- ориентирует производителей и пользователей транспортных услуг на развитие транспортных средств стран, участвующих в перевозках.

Концепция рассмотрена и согласована на совещании экспертов Комиссии ОСЖД в марте 2004 года.

Основными задачами выполнения темы «Технические средства комбинированных перевозок» являются:

1. Разработка исходных эксплуатационных требований к системе комбинированных перевозок на основе:

- национальных концепций развития комбинированных перевозок стран - участников;

- перспективных объемов и маршрутов перевозок по железным дорогам крупнотоннажных контейнеров, автопоездов, полуприцепов и прицепов, съемных кузовов;

- анализа опыта комбинированных перевозок грузов в международном и внутреннем сообщениях;

- анализа существующего технического оснащения железнодорожных станций в части возможности участия в комбинированных перевозках;

- анализа имеющихся технических средств комбинированных пере возок (автомобильных тягачей, прицепов, полуприцепов, крупнотоннажных контейнеров и съемных кузовов; железнодорожного подвижного состава; механизации погрузочно-разгрузочных работ; оснащения терминалов: фронтов погрузки и выгрузки; железнодорожных станций и контейнерных пунктов).

2. Определение потребностей в инфраструктуре (железнодорожном подвижном составе, терминалах переработки и их техническом оснащении).

3. Оценка рентабельности организации системы комбинированных перевозок на основных маршрутах, необходимости и создания новых технических средств комбинированных перевозок (реконструкция существующих) с учетом планируемых объемов перевозок.

4. Разработка технико-эксплуатационных требований к техническим средствам комбинированных перевозок:

- железнодорожным вагонам нового поколения с учетом существующих и перспективных габаритов железных дорог ОСЖД и ЕС, осевых на грузок, скоростей движения грузовых поездов на железных дорогах ОСЖД и ЕС, обеспечения условий сохранности перевозимых грузов и безопасности движения поездов, универсальности в части перевозки перспективных моделей автомобильных тягачей, прицепов, полуприцепов, крупнотоннажных контейнеров и съемных кузовов;

- средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ;

- устройствам оснащения фронтов погрузки и выгрузки железнодорожных станций и контейнерных пунктов.

5. Разработка технико-эксплуатационных требований к техническому оснащению терминалов для осуществления комбинированных перевозок, которая включает:

- разработку схемы размещения терминалов комбинированных пере возок;

- разработку схем технического оснащения терминалов комбинированных перевозок;

- разработку технико-эксплуатационных требований к техническому оснащению терминалов;

- разработку требований к проектированию и изготовлению средств погрузки-выгрузки автомобильных прицепов и полуприцепов, крупнотоннажных контейнеров и съемных кузовов, устройств для заезда-выезда авто транспортных средств.

6. Разработка технологии комбинированных перевозок.

7. Технико-экономическое обоснование эффективности системы комбинированных перевозок в международном сообщении.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.