Технология месячного планирования перевозок грузов в условиях функционирования ОАО «РЖД»

Введение

Опыт работы железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики и создания нового хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») показал, что для повышения уровня доходности отрасли, роста объемов продаж транспортной продукции необходимо усиление роли планирования основной деятельности на железнодорожном транспорте. Новая технология месячного планирования перевозок грузов, разработанная для ОАО «РЖД» как перевозчика, должна базироваться на следующих основополагающих принципах:

- планирование объемов перевозок грузов в тоннах по всем грузам;

- планирование объемов перевозок грузов в целом (сводный план) и с разбивкой по видам сообщений: в прямом железнодорожном; в прямом смешанном (с указанием объемов перевалки по каждому пункту перевалки); в прямом и непрямом международном через российские пограничные переда точные станции (с указанием объемов передачи грузов по каждой пограничной станции); в непрямом международном через российские порты (с указанием объемов перевалки грузов по каждой припортовой станции);

- информационной основой разработки месячного плана являются обобщенные данные согласованных и поданных заявок на перевозку грузов и данные маркетингового прогноза перевозок грузов по предъявлению, полученные региональными агентствами фирменного транспортного обслуживания (РАФТО), дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) и центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО);

- объемы перевозок грузов сводного плана должны обеспечивать выполнение целевых параметров выручки за грузовые перевозки, устанавливаемых ОАО «РЖД»;

- процесс разработки и согласования плана и его составных частей по видам сообщения синхронизирован по времени;

- автоматизация процесса формирования плана средствами автоматизированной системы бюджетирования и планирования (АСУ БИПЛАН) на основе сформулированных формальных правил, что позволит свести к минимуму степень субъективности разработанного плана;

- контроль за выполнением месячного плана перевозок грузов средствами автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (системы ЭТРАН).

Основные положения новой технологии месячного планирования перевозок грузов для ОАО «РЖД» как перевозчика

Структура системы планирования для ОАО «РЖД» как перевозчика приведены на рис. 1.

Рис.1

Разработка плана перевозок грузов состоит из двух этапов.

1 этап — восходящее планирование — включает следующие функции:

- на уровне РАФТО: разработка проектов региональных планов с разбивкой по видам сообщений и проекта сводного регионального плана по решающим грузоотправителям, предъявляющим грузы к перевозке в регионе деятельности РАФТО, с разбивкой по видам сообщений;

- на уровне ДЦФТО: разработка проекта сводного дорожного плана перевозок по номенклатурным группам грузов с разбивкой по видам сообщений;

- на уровне ЦФТО: разработка проекта сводного сетевого плана перевозок грузов с разбивкой по видам сообщений и по каждой номенклатур ной группе грузов; согласование проектов плана по видам сообщений с при частными министерствами, ведомствами; корректировка проектов планов по видам сообщений и сводного сетевого плана по результатам согласования; утверждение плана перевозок грузов по железным дорогам - филиалам ОАО «РЖД» президентом ОАО «РЖД».

2 этап - нисходящее планирование - включает следующие функции:

- на уровне ЦФТО: объявление утвержденного плана железным до рогам - филиалам ОАО «РЖД»;

- на уровне ДЦФТО: разбивка утвержденного дорожного плана по отделениям железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» и объявление его от делениям железных дорог - филиалам ОАО «РЖД»;

- на уровне РАФТО: разбивка утвержденного сводного регионально го плана по регионам (при выделении регионов); разбивка сводного регионального (регионального) плана по железнодорожным станциям и по решающим грузоотправителям.

Сроки и этапы разработки плана перевозок грузов приведены на рис. 2.

Технология разработки месячного плана перевозок грузов на этапе восходящего планирования следующая.

В секторе планирования перевозок грузов РАФТО на АРМ работников сектора в течение месяца, предшествующего месяцу составления плана,

осуществляется ввод данных (сведения о грузоотправителе, вид сообщения, наименование номенклатурной группы груза, запланированное к отправлению количество тонн и другие) для формирования проекта сводного регионального (региональных) плана(ов), источниками информации для которых являются:

- данные согласованных и поданных заявок на перевозку грузов (с учетом информации по заявкам, поданным непосредственно в ДЦФТО и ЦФТО);

- долгосрочные договоры об организации перевозок, заключаемые с решающими грузоотправителями, предъявляющими грузы к перевозке в регионе деятельности РАФТО, включая организации, осуществляющие перевалку грузов с водного на железнодорожный транспорт;

- данные маркетингового прогноза перевозок грузов по предъявлению, предоставленные секторами маркетинга РАФТО, ДЦФТО и отделом маркетинга ЦФТО.

За 15 дней до начала планируемого месяца на АРМ работника сектора планирования перевозок грузов РАФТО средствами АСУ БИПЛАН на базе введенных данных путем суммирования обеспечивается автоматизированное формирование проектов сводных региональных планов перевозок грузов по видам сообщений и сводного во всех видах сообщений.

За 15 дней до начала планируемого месяца АСУ БИПЛАН обеспечивает доступ к указанным формам на АРМ работника сектора планирования перевозок грузов ДЦФТО.

Сектор планирования ДЦФТО разрабатывает проект плана перевозок грузов по железной дороге - филиалу ОАО «РЖД».

Проект дорожного плана перевозок разрабатывается по каждой номенклатурной группе грузов в тоннах (в среднем в сутки и в месяц) по дорогам назначения и включает в себя:

- проект дорожного плана перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении (Ппр)

- проект дорожного плана перевозок грузов в прямом смешанном со общении с указанием объемов перевалки грузов по каждому пункту пере валки (Ппрсм)

- проект дорожного плана перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении через российские пограничные передаточные станции с указанием объемов передачи грузов по каждой пограничной станции(Пмст):

- проект дорожного плана перевозок грузов в непрямом международ ом сообщении через российские порты с указанием объемов перевалки грузов по каждому порту (Птп).

Таким образом, проект дорожного плана перевозок грузов представляется в следующем виде:

Разработка проекта дорожного плана перевозок грузов в каждом виде сообщения, указанном выше, осуществляется в следующем порядке.

Исходными данными для разработки проекта плана в выбранном виде сообщения являются:

- Ппр - прогно3 объема перевозки грузов в данном виде сообщения, который представляется в виде:

- сумма проектов региональных планов перевозки грузов в данном виде сообщения по всем регионам, находящимся в ведении ДЦФТО, которая рассчитывается автоматически средствами АСУ БИПЛАН;

где

- корректировки прогноза по данным сектора маркетинга

ДЦФТО с учетом информации, поступившей из отдела маркетинга ЦФТО, направленные на выполнение целевого параметра выручки или связанные с возникновением форсмажорных обстоятельств.

- данные информационно-аналитической системы прогнозирования перевозок грузов на планируемый месяц об объемах отправления дорогой грузов в данном виде сообщения (далее - статистический прогноз);

- целевой параметр выручки дороги в данном виде сообщения на планируемый месяц и д - значения дорожных доходных ставок в данном виде сообщения, рассчитанные ЦФТО с учетом исполненных перевозок за месяц, предшествующий месяцу, в течение которого осуществляется разработка плана.

К моменту начала разработки проекта плана средствами АСУ БИПЛАН на АРМ работника сектора планирования Д ЦФТО становится доступной таблица, соответствующая выбранному виду сообщения. Заполнение граф таблицы осуществляется автоматически на основании изложенных ниже правил.

1. Если значение прогноза объема перевозок грузов больше или равно значению статистического прогноза и обеспечивает выполнение целевого параметра выручки железной дороги, то значение прогноза принимается в качестве планового в дорожном проекте

2. Если значение прогноза объема перевозок грузов меньше значения статистического прогноза и обеспечивает выполнение целевого параметра выручки дороги, то значение прогноза принимается в качестве планового в дорожном проекте

3. Если значение прогноза объема перевозок грузов меньше значения статистического прогноза и не обеспечивает выполнения целевого параметра выручки дороги, а значение статистического прогноза обеспечивает выполнение целевого параметра выручки дороги, то в качестве планового в дорожном проекте принимается значение объема перевозок, рассчитанного как частное от деления значения целевого параметра выручки на доходную ставку

4. Если значение прогноза объема перевозок грузов меньше значения статистического прогноза, и ни тот, ни другой прогноз не обеспечивают выполнение целевого параметра выручки дороги (тенденция к устойчивому спаду), то заполнение соответствующих граф таблицы осуществляется работником сектора планирования в ручном режиме.

Решение о том, какое значение объема перевозок грузов будет принято в качестве планового в дорожном проекте, работник сектора планирования принимает на основе анализа тенденций изменения объемов перевозок грузов в данном виде сообщения. Поскольку целевой параметр выручки дороги в данном виде сообщения не будет достигнут, работник сектора планирования принимает решение об увеличении планового значения объемов перевозок до уровня, обеспечивающего целевой параметр выручки дороги в целом, в том виде сообщения, план в котором рассчитывался по второму правилу, а если таких сообщений не окажется, то по третьему правилу.

5. Если значение прогноза объема перевозок грузов равно нулю, а значение статистического прогноза отлично от нуля, то заполнение соответствующих граф таблицы осуществляется работником сектора планирования в ручном режиме. Решение о том, какое значение объема перевозок грузов будет принято в качестве планового в дорожном проекте, плановик принимает на основе анализа тенденций изменения объемов перевозок грузов и целевого параметра выручки в данном виде сообщения.

Формирование проекта сводного дорожного плана выполняется автоматически средствами АСУ БИПЛАН на базе заполненных таблиц.

За 13 дней до начала планируемого месяца проект дорожного плана перевозок грузов средствами АСУ БИПЛАН становится доступным на АРМ работника отдела планирования перевозок грузов ЦФТО.

Отдел планирования ЦФТО в течение двух дней разрабатывает проект плана перевозок грузов по всем железным дорогам - филиалам ОАО «РЖД» (далее — проект сетевого плана).

Проект сетевого плана перевозок разрабатывается по каждому виду сообщения и по каждой номенклатурной группе грузов в тоннах в среднем в сутки и может быть представлен в следующем виде:

где - проект месячного плана перевозок грузов по i-ой железной дороге - филиалу ОАО «РЖД»;

- - корректировки плана, направленные на обеспечение гарантированного выполнения плана выручки или связанные с возникновением форсмажорных обстоятельств.

Разработка проекта сетевого плана перевозок грузов в каждом виде сообщения или по каждой номенклатурной группе грузов осуществляется в следующем порядке:

К моменту начала разработки проекта плана на АРМ работника отдела планирования ЦФТО средствами АСУ БИПЛАН становится доступной таблица, соответствующая выбранному виду сообщения (графы таблицы содержат суммарные значения показателей из проектов дорожных планов в соответствующих видах сообщения) или выбранной номенклатурной группе груза, включая перевалку грузов с водного на железнодорожный транспорт, импортные грузы и транзитные грузы (графы таблицы, сформированной для выбранной номенклатурной группы груза, содержат значения строк, соответствующих аналогичной номенклатурной группе, из проектов сводных дорожных планов).

Корректировка проектных значений объемов перевозок грузов на основании данных Пкор осуществляется работником отдела планирования в ручном режиме.

Формирование проекта сводного сетевого плана выполняется автоматически на базе заполненных таблиц средствами АСУ БИПЛАН.

Не позднее, чем за 9 дней до начала планируемого месяца, проект сетевого плана в порядке, определенном соответствующими нормативными документами, передается на согласование:

- с Министерством транспорта Российской Федерации в части пере возок грузов в прямом смешанном и непрямом международном сообщении через порты;

- с иностранными железными дорогами в части перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные железнодорожные станции.

Средствами АСУ БИПЛАН в ЦФТО ОАО «РЖД» осуществляется формирование проектов сетевого плана перевозок грузов в вагонах (по родам подвижного состава): сводного во всех видах сообщения и по каждой номенклатурной группе грузов; в прямом смешанном сообщении с указанием объемов перевалки грузов в вагонах по каждому пункту перевалки; в прямом и непрямом международном сообщении через российские пограничные передаточные станции с указанием объемов передачи грузов в вагонах по каждой пограничной станции; в непрямом международном сообщении через российские порты с указанием объемов перевалки в вагонах по каждому порту. Указанные проекты не позднее, чем за 7 дней до начала планируемого месяца, передаются в департамент управления перевозками ОАО «РЖД» и служат исходной информацией для разработки технических норм эксплуатационной работы железных дорог.

После окончания процедуры согласования отдел планирования ЦФТО осуществляет корректировку проекта сетевого плана по результатам согласования и не позднее, чем за 4 дня до начала планируемого месяца представляет президенту ОАО «РЖД» аналитическую записку, содержащую данные о выполненных объемах перевозок грузов за аналогичный месяц предыдущего года, за предыдущий месяц текущего года и плановые цифры на предстоящий месяц по всем железным дорогам - филиалам ОАО «РЖД» с разбивкой по видам сообщения.

Сетевой план утверждается президентом ОАО «РЖД».

Разработка месячного плана перевозок грузов на этапе нисходящего планирования производится следующим образом:

На АРМ работника отдела планирования ЦФТО на базе утвержденного президентом ОАО «РЖД» сетевого плана и приложения к нему формируются телеграммы в адрес каждой железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Не позднее, чем за 4 дня до начала планируемого месяца, телеграммы за подписью президента ОАО «РЖД» рассылаются в Управления железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».

За 4 дня до начала планируемого месяца на АРМ работника сектора планирования ДЦФТО средствами АСУ БИПЛАН становятся доступными дорожные разрезы - строки сетевых форм для данной железной дороги. На основании сравнения данных утвержденного сетевого плана и объемов перевозок грузов, содержащихся в проекте дорожного плана, осуществляется разбивка плана по отделениям.

На АРМ работника сектора планирования ДЦФТО на базе указанных форм формируются телеграммы в адрес каждого отделения железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Не позднее, чем за 2 дня до начала планируемого месяца, телеграммы за подписью начальника железной дороги -филиала ОАО «РЖД» рассылаются в отделения железной дороги.

За 2 дня до начала планируемого месяца на АРМ работника сектора планирования РАФТО средствами АСУ БИПЛАН становятся доступными отделенческие разрезы - строки дорожных форм по каждой номенклатурной группе груза для данного отделения железной дороги. На основании сравнения данных утвержденного дорожного плана и объемов перевозок грузов, содержащихся в проекте сводного регионального плана, осуществляется разбивка сводного регионального плана на региональные планы (при выделении регионов), а также разбивка сводного регионального (региональных) плана(ов) по железнодорожным станциям и решающим грузоотправителям.

Заключение

Представленная в настоящей статье технология месячного планирования перевозок грузов для ОАО «РЖД» как перевозчика:

- обеспечивает постепенный переход на маркетинговые принципы планирования и систему бюджетного управления в отрасли;

- плановые объемы перевозок грузов в тоннах являются основой для формирования плана перевозок грузов в вагонах и плана выручки за грузовые перевозки;

- реализация принципа планирования по видам сообщения позволяет получить информацию об объемах работы каждого пункта перевалки, каждой пограничной и припортовой станций, что существенно облегчит раз работку технических норм эксплуатационной работы железных дорог и повысит их обоснованность;

- максимальное использование при формировании плана возможностей автоматизированных систем, функционирующих в отрасли, позволит вооружить руководство дополнительной информацией, необходимой для заключения международных соглашений о грузовых перевозках и согласования объемов перевозок грузов в прямом смешанном и непрямом между народном сообщении через порты сообщении с Министерством транспорта Российской Федерации, а в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные железнодорожные станции с иностранными железными дорогами.

Рис.2. Сроки и этапы разработки месячного плана перевозок грузов










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.