Технология технического нормирования эксплуатационной работы сети железных дорог по уровням управления (ЦУП, ДЦУ, ЦУМР, ДС).

Введение.

Техническое нормирование эксплуатационной работы является одним из важнейших инструментов управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта. Рациональная работа железных дорог и их подразделений, направленная на обеспечение выполнения заказа на перевозки и услуги с наименьшими затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможна при оптимально разработанных технических нормах эксплуатационной работы железных дорог.

Анализ современного уровня технического нормирования эксплуатационной работы дорог (отделений) показывает, что при разработке технических норм нет единых идеологии, технологии и базы данных. К недостаткам современных способов расчета технических норм относятся: использование автономных полуавтоматизированных средств расчета, отсутствие оптимизационных моделей, диалоговых режимов для ввода исходных данных, корректировок при проведении вариантов расчета, автоматизации ввода исходной информации и формирования выходных документов, наличие большого объема рутинной ручной работы. Существующие методы технического нормирования эксплуатационной работы слабо учитывают изменившиеся условия, связанные с переходом всех отраслей экономики на рыночные отношения, появлением различных собственников подвижного состава, структурной перестройкой системы управления железнодорожным транспортом, поэтому рассчитанные нормативы не полностью удовлетворяют требованиям грузовладельцев, не обеспечивают рационального использования технических средств железных дорог. Результатом является получение неоптимальных и часто несбалансированных значений технических норм показателей месячного плана. Несбалансированность показателей приводит к тому, что разрабатываемые на различных уровнях управления технические нормы не могут быть в полной мере реализованы на практике.

Порядок и организационная структура разработки технических норм эксплуатационной работы.

Предлагаемая система технического нормирования охватывает четыре уровня управления: ЦУП - сетевой, ДЦУ - дорожный, ЦУМР - отделенческий, ДС - станционный. На первых трех уровнях управления осуществляется разработка и контроль выполнения технических норм эксплуатационной работы, на последнем уровне - только исполнение и контроль. Сквозная технология технического нормирования, сформированная на базе единой технологии расчета технических норм эксплуатационной работы, координации и преемственности управляющих воздействий по уровням управления перевозочным процессом, определяет порядок, сроки, распределение функций работников с учетом специфики организационной структуры железных дорог и применяемых средств информатизации для каждого уровня управления. Между различными уровнями управления существует тесная технологическая взаимосвязь и взаимозависимость, основанная на строгом подчинении нижестоящего уровня вышестоящему уровню. В то же время на каждом уровне решаются свои специфические задачи. Расчет технических норм для всех уровней управления производится в согласованном режиме, начинается с сетевого уровня и определяет технические нормы показателей в среднем в сутки на предстоящий месяц с возможной декадной корректировкой по парку вагонов, по четырнадцати родам подвижного состава, по категориям принадлежности и основным номенклатурным группам грузов.

На сетевом уровне управления в разработке технических норм эксплуатационной работы дорог принимают участие ЦФТО, ЦСЖТ, «Трансконтейнер», ЦД, ЦУП, ГВЦ. Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) формирует для ЦД сводный заказ на перевозки грузов по сети железных дорог по родам и собственникам вагонов в виде прогнозной «шахматки» перевозок грузов, а по контейнерам - для центра по перевозке грузов в контейнерах («Трансконтейнер», филиал ОАО «РЖД») за пять дней до начала планового месяца. Департамент координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников содружества (ЦСЖТ) формирует и представляет в ЦД план приема и сдачи вагонов по межгосударственным стыковым пунктам за пять дней до начала планового месяца. Сектор нормирования и организации работы контейнерного и вагонного парка и контроля выполнения заказов («Трансконтейнер») осуществляет разработку технических норм по контейнерным перевозкам и передает в ЦД предложения по количеству подвижного состава для включения в план погрузки. ЦД формирует общесетевой план перевозок из прогнозной «шахматки» перевозок грузов по сети в целом, плана приема и сдачи вагонов по межгосударственным стыковым пунктам, предложений филиала «Трансконтейнер». Разработка, согласование, представление проекта технических норм эксплуатационной работы дорог сети на утверждение руководству ЦД и ОАО «РЖД», формирование выходных документов для дорог производится в отделе нормирования и анализа эксплуатационной работы (ЦДО) не позднее двух суток до начала планового месяца. ЦДО разрабатывает проект технических норм эксплуатационной работы по дорогам и по сети в целом по результатам расчетов технических норм следующих отделов:

- регулирования вагонными парками (ЦДР) - для сухогрузных вагонов с учетом отстановки или изъятия вагонов из резерва ОАО «РЖД»;

- организации перевозок наливных грузов (ЦУПН) - для цистерн с подразделением их на светлые, темные, в том числе битумные, с учетом отстановки или изъятия вагонов из резерва ОАО «РЖД», размеров промывки и пропарки цистерн из-под темных под светлые нефтепродукты;

- организации перевозок продовольственных и скоропортящихся грузов (ЦУПМа) - для рефрижераторных вагонов и секций;

- организации перевозок топливных и металлургических грузов (ЦУПУголь) - погрузка, выгрузка, передача между дорогами рудных маршрутов, в том числе кольцевых.

ГВЦ поддерживает информационное обеспечение системы технического нормирования, включение технических норм в отчетные документы и передачу их на нижестоящий уровень управления (ДЦУ).

На дорожном уровне управления в разработке технических норм эксплуатационной работы отделений принимают участие ДЦФТО, Служба перевозок Управления дороги, ИВЦ. ДЦФТО формирует план перевозок для отделений дороги из сводного заказа на перевозки грузов и представляет в виде «шахматки» плана перевозок в службу перевозок Управления дороги не позднее двух дней до начала планового месяца. Технический отдел службы перевозок Управления дороги осуществляет разработку, согласование, представление проекта технических норм эксплуатационной работы отделений дороги на утверждение руководству дороги, формирование выходных документов для отделений не позднее суток до начала планового месяца. ИВЦ поддерживает информационное обеспечение системы технического нормирования, включение технических норм во все виды отчетных документов и передачу их на нижестоящий уровень управления - ЦУМР.

На отделенческом уровне управления в разработке технических норм эксплуатационной работы станций принимают участие АФТО, Отдел перевозок отделения, ИВЦ. АФТО осуществляет формирование постанционного плана погрузки по родам вагонов с учетом их принадлежности из сводного заказа на перевозки грузов. Технический сектор отдела перевозок отделения разрабатывает, согласовывает и представляет проект технических норм эксплуатационной работы сортировочных, участковых и крупных грузовых станций на утверждение руководству отделения, формирует выходные документы. ИВЦ поддерживает информационное обеспечение системы технического нормирования, включение технических норм в отчетные документы и передачу их на нижестоящий уровень управления (ДС).

С переходом на систему непрерывного сбора заявок на перевозки грузов вводится декадная корректировка месячных технических норм эксплуатационной работы. ЦФТО размеры корректировки по родам подвижного состава предоставляет в ЦД, а по контейнерам - в «Трансконтейнер» за 2 дня до начала очередной декады в виде изменения «шахматки» перевозок (плюсы и минусы). Работники этих подразделений осуществляют корректировку технических норм и не позднее, чем за 2 дня до начала очередной декады представляют их на утверждение руководству ЦД и ОАО «РЖД». На дорожном уровне управления перевозками размеры корректировки от ДЦФТО должны поступать в службу перевозок Управления дороги не позднее, чем за 1 -2 дня до начала очередной декады. Откорректированные технические нормы отделений представляются на утверждение руководству железной дороги за i день до начала декады.

Технологическая модель расчета технических норм эксплуатационной работы.

Технология технического нормирования эксплуатационной работы сети железных дорог по уровням управления (ЦУП, Д ЦУ, ЦУМР, ДС) представлена на рис. 1.

На всех уровнях управления ключевыми исходными данными, на основании которых строится разработка проекта технических норм эксплуатационной работы, являются: план перевозок; нормативные документы (график движения и план формирования поездов); оперативная информация, включающая в себя отчет и анализ по всем показателям эксплуатационной работы сети железных дорог, пропускную и перерабатывающую способность линейных подразделений; информация за предыдущие периоды планирования, хранящаяся в архиве данных. Различие заключается в следующем: на сетевом уровне управления (ЦУП) учитываются задания на оборот вагона на квартал, кольцевые маршруты, передислокацию парков, отстановку и изъятие вагонов из резерва; на дорожном (отделенческом) уровне управления (ДЦУ, ЦУМР) - принимаются как обязательные для выполнения технические нормы эксплуатационной работы дороги (отделения) в целом и учитываются задания на оборот вагона на квартал, простои под одной грузовой операцией и на технических станциях.

Разработка проекта технических норм эксплуатационной работы осуществляется последовательно, начиная с определения плановых значений погрузки и выгрузки дорог (отделений, станций). Далее рассчитываются прегулировочные разрывы дорог (отделений, станций). Регулирование порожних вагонов на сети железных дорог (отделений, станций) осуществляется с использованием математической модели, позволяющей при заданных технологических ограничениях и рассчитанных регулировочных разрывах минимизировать порожний пробег вагонов и получить оптимальные значения приема и сдачи порожних вагонов по междорожным (межотделенческим) стыковым пунктам. Использование математической модели, минимизирующей груженый пробег вагонов при ограничениях, накладываемых планом формирования и графиком движения поездов, позволяет осуществить оптимальную прокладку струй груженых вагонопотоков. Работник, ответственный за разработку технических норм, оценивает полученные значения и при необходимости в диалоговом режиме путем корректировки исходных данных на графической схеме сети (дороги, отделения) рассчитывает новый вариант плана.

Технология технического нормирования эксплуатационной работы сети железных дорог по 
уровням управления (ЦУП, ДЦУ, ЦУМР, ДС)

Рис. 1. Технология технического нормирования эксплуатационной работы сети железных дорог по уровням управления (ЦУП, ДЦУ, ЦУМР, ДС)

Один из вариантов, наиболее соответствующий сложившейся эксплуатационной обстановке, утверждается как технические нормы приема и сдачи порожних (груженых) вагонов дорогами (отделениями, станциями) в целом и по междорожным (межотделенческим) стыковым пунктам. Кроме того, в результате регулирования порожних вагонов и прокладки струй груженых вагонопотоков определяются вагонокилометры груженого и порожнего пробегов, среднесуточные пробеги вагонов. Технические нормы рабочего тюрка дорог по состоянию (порожний, груженый), по видам сообщения (местный, транзит) рассчитываются на основании планируемой работы. На следующем шаге определяются технические нормы качественных показателей эксплуатационной работы из планируемого объема работы. Использование алгоритма балансировки позволяет получить сбалансированные значения полученных показателей.

На дорожном уровне управления дополнительно рассчитываются технические нормы наличия местного груза назначением под выгрузку данного отделения (на себя) и назначением под выгрузку на другие отделения (передаточный местный груз), оборота местного вагона отделений, наличия транзитного груза по каждому выходному пункту отделения, коэффициентов передачи и развоза местного груза отделений. На основании разработанных технических норм рабочих парков отделений и коэффициентов наличия, задаваемых руководством дороги для каждого отделения, рассчитываются задания по наличию вагонов в рабочем парке и обороту общего вагона.

На отделенческом уровне управления определяются технические нормы качественных показателей эксплуатационной работы станции. К ним относятся время нахождения вагона под одной грузовой операцией, время простоя транзитного вагона на технической станции, в т.ч. с переработкой и без переработки, и показатели, характеризующие качество поездной работы для каждой сортировочной и участковой станции, - количество составов, обеспеченных локомотивами, и количество поездов своего формирования (из транзитных и местных вагонопотоков). Технологические нормы нахождения вагонов на сортировочных и участковых станциях устанавливаются в соответствии с требованиями технологических процессов работы этих станций. Определяются технические нормы статической нагрузки вагонов и коэффициента сдвоенных операций.

Разработка проекта технических норм эксплуатационной работы дорог сети должна осуществляться в отделах технического нормирования различных уровней управления с использованием типовой автоматизированной системы технического нормирования. АРМы работников отделов, причастных к расчету технических норм, должны быть объединены между собой в единую информационную сеть, имеющую доступ к информационным фондам ГВЦ и ИВЦ дорог.

Информационное взаимодействие подразделений ЦД (Службы перевозок Управления дороги, Отдела перевозок отделения), причастных к расчету технических норм, должно быть следующим.

Накануне расчета технических норм эксплуатационной работы, база данных системы технического нормирования должна содержать:

оперативную информацию о сложившейся эксплуатационной обстановке;

- данные графика движения и плана формирования поездов; информацию о работе дорог сети за предыдущие периоды планирования (месяц, год), хранящуюся в архиве данных;

- нормативно-справочную информацию.

Подготовленные и согласованные плановые данные о погрузке вводятся в базу данных и становятся доступными для всех работников, участвующих в разработке технических норм, на их рабочих местах. Работники отделов, используя диалоговые процедуры, осуществляют поэтапный расчет технических норм. Результативные данные, подготовленные в причастных отделах, используются отделом (сектором), ответственным за разработку технических норм в целом, при разработке и формировании сводного проекта технических норм.

Далее проект технических норм направляется на согласование руководству ЦД (Д, НОДН). В случае корректировки отдельных показателей автоматизированная система формирует сообщения для передачи соответствующим отделам (работникам), в которых осуществляется перерасчет указанных показателей с учетом корректировок. В этом случае возможно повторение процедуры расчета технических норм полностью или частично, так как показатели имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость. При положительном решении руководства ЦД (Д, НОДН), проект технических норм дорог сети (дороги, отделения) направляется руководству ОАО «РЖД» (дороги, отделения) на согласование и утверждение.

После утверждения технических норм эксплуатационной работы дорог и сети в целом (дороги, отделения) автоматизированная система технического нормирования формирует выходные сообщения для железных дорог (отделений, станций) для разработки и исполнения.

Отдел ЦДО (технический отдел службы перевозок Управления дороги, технический сектор отдела перевозок отделения) осуществляет контроль и анализ выполнения технических норм эксплуатационной работы дорог сети (отделений, станций), на основании которых руководством ЦД (Д, НОДН) разрабатываются мероприятия по обеспечению перевозок.

На станционном уровне управления (ДС) осуществляется:

- выполнение технических норм эксплуатационной работы, в том числе плана формирования поездов и уровня маршрутизации;

- контроль времени простоев вагона под одной грузовой операцией и транзитного вагона на технической станции, в том числе без переработки и с переработкой;

- контроль выполнения договорных обязательств и корректировка их в случае необходимости;

- анализ выполнения и периодическая отчетность о ходе выполнения технических норм эксплуатационной работы.

Результатом разработки технических норм эксплуатационной работы является решение следующих групп задач:

- определение значений количественных показателей перевозочного процесса, соответствующих прогнозируемым объемам перевозок;

- определение значений показателей, характеризующих качество эксплуатационной работы железнодорожного транспорта;

- расчет потребных ресурсов для выполнения перевозок по сети и распределение их между ее подразделениями.

Утвержденные технические нормы эксплуатационной работы для каждого уровня управления перевозками используются в качестве ориентира при оперативном управлении перевозочным процессом.

Реализация.

В настоящее время на Октябрьской железной дороге находится в опытной эксплуатации автоматизированная система технического нормирования эксплуатационной работы дороги (АСТН), отвечающая всем требованиям современного уровня развития информационных технологий. Эксплуатация АСТН выявила следующие основные достоинства: применения математического моделирования процессов регулирования порожними вагонами и прокладки струй груженых вагонов для получения оптимальных результатов; высокая скорость работы расчетных блоков; высокое качество результатов; удобный пользовательский интерфейс, обеспечивающий наглядность при работе с графической схемой дороги, форм расчета и выходных документов; учет технологических особенностей работы дороги; простота освоения и использования; надежность в эксплуатации; способность к быстрой и легкой перенастройке и адаптации системы к меняющимся условиям работы дороги; открытость; существенное сокращение времени, необходимого для расчёта всего плана.

Автоматизированная система технического нормирования эксплуатационной работы дороги (АСТН), реализованная на Октябрьской железной дороге, может быть использована в качестве прототипа типовой автоматизированной системы технического нормирования эксплуатационной работы.

Заключение.

Типовая автоматизированная система технического нормирования эксплуатационной работы должна разрабатываться на новых принципах. Современные технические средства и программные продукты позволяют реализовать единую методику расчета показателей для однородных объектов (дорога, отделение, станция) с применением оптимизационных математических моделей и единую информационную базу данных, предусматривающую идентичность представления информации об объектах различных уровней управления.

Современное состояние организационной структуры и функций ОАО «РЖД» определяет необходимость сквозной технологии технического нормирования эксплуатационной работы железных дорог по уровням управления. Переход на идеологию сетевой интегрированной информационно-управляющей системы («СИРИУС») должен сопровождаться созданием единой базы НСИ, в которой для всех существующих и проектируемых АРМов должна содержаться информация о нормативах эксплуатационных показателей.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.