Мониторинг технического и коммерческого состояния грузовых вагонов в системе ДИСПАРК

Введение и постановка задачи

Проблема обеспечения заявок на перевозку погрузочными ресурсами может быть эффективно решена с помощью специальных организационно-технологических мероприятий, объединенных в единую систему. Эта система должна использовать возможности, предоставленные статьей 20 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», и включать следующие функциональные компоненты:

- мониторинг технического и коммерческого состояния вагонов;

- принятие решений о необходимости ремонта или подготовки вагонов непосредственно после каждого натурного осмотра;

- организацию регулировки порожних вагонов с учетом степени их готовности к перевозкам;

- автоматизированное пономерное прикрепление вагонов к заявкам на перевозку.

Разработанный и утвержденный руководством ОАО «РЖД» документ «Система определения технического и коммерческого состояния вагонов и их годности под погрузку» содержит описание состава параметров для определения технического и коммерческого состояния грузовых вагонов (полувагоны, крытые, цистерны, платформы) и их годности для перевозок различных грузов по различным назначениям и алгоритмы принятия решений.

Мониторинг технического и коммерческого состояния грузовых вагонов может быть реализован в рамках системы ДИСПАРК. Система определения технического и коммерческого состояния вагонов и годности их под погрузку включает в себя:

- подсистему сетевого уровня в рамках системы ДИСПАРК;

- подсистему дорожного уровня в рамках системы ДИСПАРК;

- систему ввода, обработки и передачи информации в составе программно-технических комплексов линейного уровня (ПТК);

- систему сбора информации о техническом и коммерческом состоянии вагонов, включающую бригады осмотрщиков технического состояния вагонов и осмотрщиков коммерческого состояния вагонов.

Общая схема решения задачи

Структура системы определения технического, коммерческого состояния вагонов и годности их под погрузку представлена на рис. 1. В зависимости от целей мониторинга, можно определить три уровня функционирования системы:

- контроль технического и коммерческого состояния для обеспечения требуемого уровня сохранности погрузочных ресурсов;

- контроль технического и коммерческого состояния для автоматизированного планирования прикрепления вагонов к заявкам на перевозку;

- контроль технического и коммерческого состояния для автоматизированного планирования обеспечения погрузочными ресурсами дорог, отделений, станций, грузоотправителей.

Контроль технического и коммерческого состояния вагонов для обеспечения требуемого уровня сохранности погрузочных ресурсов должен производиться по стандартным схемам (описание схем приведено далее по тексту):

- после передачи заводом новых вагонов железнодорожной станции (с записью в книге ВУ-14);

- после выполнения капитального или деповского ремонта вагонов (с выдачей уведомления формы ВУ-36М, с записью в книге ВУ-14 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов);

- после выполнения текущего отцепочного ремонта (с выдачей уведомления формы ВУ-36М, с записью в книге ВУ-14 и с записью в Жур нале коммерческого состояния вагонов);

- после подготовки вагонов под погрузку в техническом отношении (с записью в книге формы ВУ-14 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов);

- после подготовки вагонов под погрузку в коммерческом от ношении (с записью в книге формы ВУ-14 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов);

- после приема выгруженных вагонов с подъездных путей пред приятий и организаций других ведомств (с записью в книге формы ВУ-15 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов);

- после выгрузки вагонов на местах общего пользования станций (с записью в книге формы В У-14 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов);

- после поступления по регулировке порожних вагонов на входные станции дороги (с записью в книге формы ВУ-14 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов);

- после подачи вагонов под погрузку и отказе от них вследствие несоответствия фактического их состояния декларированному (с записью в книге формы ВУ-14 и с записью в Журнале коммерческого состояния вагонов).

Результаты натурного осмотра передаются в «Автоматизированную систему определения технического и коммерческого состояния вагонов и годности их под погрузку» дорожного уровня. Автоматизированная система с помощью специальных программных средств и нормативно-справочной информации формирует интегральные показатели годности вагонов, определяющие их готовность для перевозок различных грузов по различным назначениям. Сопровождение нормативно-справочной базы, технологического и программного обеспечения автоматизированной системы ведется централизовано.

Контроль технического и коммерческого состояния для автоматизированного планирования прикрепления вагонов к заявкам на перевозку должен производиться в пунктах и по стандартным схемам, описанным ниже. Дополнительно требуется контроль состояния порожних вагонов после поступления по регулировке на входные станции отделений дорог, (погрузка которых планируется в пределах этих отделений).

Контроль технического и коммерческого состояния для автоматизированного планирования обеспечения погрузочными ресурсами дорог, отделений, станций, грузоотправителей предполагает, в дополнение к выше сказанному об организации контроля, учет такого фактора как «старение» данных о техническом состоянии вагонов из-за износа отдельных деталей и узлов.

Структура и эффективность технологического процесса контроля технического и коммерческого состояния грузовых вагонов (общий случай) зависят от следующих факторов:

- специфика технологии пономерного прикрепления вагонов к заявкам на перевозку;

- специфика технологии регулирования порожних вагонов;

- специфика натурного осмотра грузовых вагонов;

- возможности программно-технических средств, обеспечивающие автоматизацию пономерного прикрепления вагонов к заявкам на перевозку;

- схемы формирования описания актуального состояния порожних вагонов для определения их готовности к перевозкам;

- состав базы данных о техническом и коммерческом состоянии грузовых вагонов.

Стандартные схемы контроля состояния вагонов

Схема №1.

- Технический осмотр вагонов.

- Коммерческий осмотр вагонов.

- Передача данных натурного осмотра.

- Формирование данных о требуемой подготовке.

- Передача данных о требуемой подготовке.

- Формирование сообщения 1356.

- Передача сообщения 1356 в ИВЦ дороги. Схема №2.

-Технический осмотр вагонов.

-Формирование данных о выполненной подготовке.

- Передача данных натурного осмотра и данных о выполненной под готовке.

- Формирование сообщения 1358.

- Передача сообщения 1358 в ИВЦ дороги.

Факторы, определяющие структуру и эффективность технологического процесса контроля

1. Специфика технологии пономерного прикрепления вагонов к за явкам на перевозку (схемы пономерного прикрепления вагонов к заявкам на перевозку):

- прикрепление вагонов осуществляется без учета требуемой их подготовки перед погрузкой, в т. ч. необходимости оформления санитарного паспорта на вагоны для перевозки продовольствия (побочный эффект: для вагонов, которым требуется подготовка перед погрузкой, сроки подачи подготовленных вагонов увеличиваются относительно даты, указанной в заявке);

- прикрепление вагонов осуществляется без учета требуемой подготовки перед погрузкой (в т. ч. необходимости оформления санитарного пас порта на вагоны для перевозки продовольствия), при этом сроки подачи вагонов, которым требуется подготовка перед погрузкой, указываются в заявке на перевозку с учетом задержки погрузки после подачи вагонов, обусловленной подготовкой;

- процесс прикрепления разбивается на два этапа; первый этап - планирование подготовки вагонов под перевозки на основании согласованных заявок, второй этап - прикрепление годных в техническом и коммерческом отношении вагонов под конкретные грузы, определенные в за явках.

2. Специфика технологии регулирования порожних вагонов (схемы регулирования с учетом степени готовности порожних вагонов к перевозкам или без учета):

- задаются: направление следования порожних вагонов (наименование дороги - по сетевой регулировке, наименование отделения дороги - по внутридорожной регулировке), на завершающем этапе регулировки задается планируемая станция погрузки;

- задается назначение порожних вагонов по схеме: после выгрузки - наименование дороги погрузки, по прибытии на входную станцию дороги погрузки - наименование отделения дороги, по прибытии на входную станцию отделения - наименование станции погрузки;

- задается назначение порожних вагонов по схеме: после выгрузки - наименование дороги погрузки, по прибытии на входную станцию дороги погрузки - наименование станции погрузки.

3. Специфика натурного осмотра грузовых вагонов.

3.1 Классификация данных натурного осмотра по их целевому назначению:

- результаты натурного осмотра пригодны для реализации сетевого плана регулировки порожних вагонов;

- результаты натурного осмотра пригодны для реализации внутри- дорожного плана регулировки порожних вагонов;

- результаты натурного осмотра пригодны для реализации сетевого плана распределения вагонов, требуемой степени годности (в техническом и коммерческом отношении) по регионам погрузки массовых грузов;

- результаты натурного осмотра пригодны для привязки вагонов к заданным заявкам на перевозку (подбор вагонов под перевозку относительно небольшого количества заданных грузов в заданные назначения);

- результаты натурного осмотра пригодны для прикрепления вагонов к заявкам на перевозку.

3.2. Достоверность результатов осмотра (соответствие данных натурного осмотра действительному техническому и коммерческому состоянию порожних вагонов):

- достоверность результатов, определяемая качеством натурного осмотра;

- достоверность результатов, определяемая требованиями их целевого назначения;

- достоверность результатов, определяемая величиной пробега порожнего вагона после натурного осмотра.

3.3. Наличие стационарных устройств на местах натурного осмотра порожних вагонов, обеспечивающего сокращение удельного времени и удельных трудозатрат, необходимых на осмотр вагонов.

3.4. Классификация данных натурного осмотра в зависимости от затрат, требуемых для их получения:

- данные натурного осмотра содержат сведения о техническом и коммерческом состоянии вагонов, получение которых возможно при наличии специальных стационарных устройств или требует значительных трудозатрат и времени;

- данные натурного осмотра, получение которых не требует специальных стационарных устройств, но требует значительных трудозатрат и времени (и, возможно, специального оборудования);

- данные натурного осмотра, получение которых не требует значительных трудозатрат и времени.

4. Возможности программно-технических средств, обеспечивающие автоматизацию пономерного прикрепления вагонов к заявкам на перевозку:

- наличие и функции программного компонента, обеспечивающего формирование Журнала регистрации коммерческого состояния вагонов;

- наличие и функции программного компонента, обеспечивающего формирование задания на подготовку вагонов;

- наличие и функции программного компонента, обеспечиваю щего формирование записи в книгу ВУ-14;

- наличие и функции программного компонента, обеспечивающего формирование записи в книгу ВУ-15;

- наличие и функции программного компонента, обеспечивающего ввод исходных данных, формирование и фиксацию на магнитном носителе сообщений 1356,1358,

- наличие средств связи между ответственными исполнителями и вычислительным комплексом линейного уровня (в т. ч. наличие у персонала линейного уровня переносимых устройств ввода данных «НИВА»).

5. Схемы формирования описания актуального состояния порожнего вагона для определения его готовности к перевозкам:

- каждое сообщение (1356, 1358) содержит условно полное описание технического состояния порожнего вагона (в соответствии с целевым назначением), сообщения 1356 содержат условно полное описание коммерческого состояния, прием новых данных о состоянии вагона полностью от меняет предыдущее описание;

- каждое сообщение содержит полное описание технического и коммерческого состояния порожнего вагона, прием новых данных о состоянии вагона полностью отменяет предыдущее описание;

- каждое сообщение содержит полное описание технического и коммерческого состояния порожнего вагона, прием новых данных о состоянии вагона отменяет предыдущее описание технического состояния, предыдущие сведения о наличии остатков груза, сведения о проведенных подготовках вагона накапливаются;

- каждое сообщение может содержать различные варианты частичного описания состояния вагона, полнота описания достигается путем учета отсутствующих данных, содержащихся в предыдущих сообщениях, сведения о проведенных подготовках вагона накапливаются.

6. Состав базы данных о техническом и коммерческом состоянии грузовых вагонов:

- наличие полных данных о техническом и коммерческом состоянии и проведенных подготовках грузового вагона после выгрузки;

- наличие полных данных о техническом и коммерческом состоянии и о последней подготовке с вагоном; при переходе вагона с дороги на дорогу, данные о проведенных ранее подготовках не передаются.

Результаты мониторинга технического и коммерческого состояния грузовых вагонов

Описание результатов мониторинга в специальной форме содержат дорожные базы данных (ВМД) и сетевая база данных (ЕМПП). Это описание технического состояния каждого вагона, данные о наличии остатков груза и проведенных подготовок в коммерческом отношении. Объем информации достаточен для определения уровня готовности к перевозкам каждого порожнего вагона (как по номенклатуре грузов, так и по назначениям).

Результаты мониторинга технического и коммерческого состояния грузовых вагонов предназначены для использования в Автоматизированной системе обеспечения погрузочными ресурсами дорог, отделений, станций, грузоотправителей. На первом этапе данные о техническом и коммерческом состоянии вагонов предоставляются руководителям и ответственным работникам всех уровней в форме справок. Номенклатура справок и их содержание должны быть непосредственно связаны с должностными обязанностями каждого пользователя.

Заключение

Предлагаемая схема организации мониторинга технического и коммерческого состояния грузовых вагонов включает следующие функциональные компоненты:

- натурный осмотр порожних вагонов в специально определенных пунктах;

- передача результатов натурного осмотра в И ВЦ дороги ГВЦ ОАО «РЖД»;

- хранение актуального описания состояния порожних вагонов в дорожной и сетевой базах данных;

- обновление описания состояния порожних вагонов;

- обеспечение доступа к актуальному списанию состояния порожних вагонов на дорожном и сетевом уровнях.

Наиболее сложными задачами, требующими решения при разработке «Автоматизированной системы определения технического и коммерческого вагонов и годности их под погрузку», являются:

- определение оптимального набора контролируемых технических неисправностей для каждого пункта натурного осмотра порожних вагонов;

- разработка алгоритма обновления описания состояния порожних вагонов с учетом факторов, определяющих эффективность технологического процесса контроля, которые описаны в пункте 3.

Структура системы

Рис.1. Структура системы.

В настоящее время эти задачи решены так каждый пункт натурного осмотра должен контролировать полный набор технических неисправностей; новое описание технического состояния полностью заменяет предшествующее. Такой подход вполне допустим при разработке первого уровня системы - контроля технического и коммерческого состояния порожних вагонов для обеспечения требуемого уровня сохранности погрузочных ресурсов.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.