Автоматизированное рабочее место оперативно-ситуационного анализа диспетчерского центра управления движением поездов (АРМ ОСА)

Введение

В последние два десятилетия железным дорогам практически всех развитых стран пришлось столкнуться с необходимостью проведения структурных реформ. Не стали исключением и Российские железные дороги. Снижение спроса на перевозки, большой накопленный долг, огромная выработка технических средств, обострение конкуренции на рынке транспортных услуг потребовали переработки структуры управления отраслью и повышения качества обслуживания.

Постановка задачи

С 2002 года разрабатывается «Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС)», которая первоначально подразумевала под собой совокупность средств СЦБ (МС-СЦБ) и приборов безопасности на локомотиве (ЕКС). В процессе разработки было принято решение включить в систему третью составляющую - информационную подсистему (АСУ МС), которая путем сбора и анализа информации из существующих автоматизированных систем управления могла бы формировать пакеты, необходимые для работы МС.

В настоящее время АСУ МС внедряется на Свердловской железной дороге, где в течение года планируется отработать технологию для подготовки типовых технических решений по внедрению системы на сети железных дорог.

Содержательная часть

АСУ МС состоит из трех компонентов, обеспечивающих взаимодействие с АСУ хозяйств и непосредственно с тяговым подвижным составом.

Для взаимодействия с оперативным персоналом диспетчерского центра разработано АРМ оперативного ситуационного анализа (АРМ ОСА), который является ключевым рабочим местом системы.

Основное назначение АРМ ОСА - осуществление автоматизированного взаимодействия поездного диспетчера, дежурного по станции или другого ответственного лица с АСУ МС, участвующим в процессе контроля соблюдения безопасности движения поездов.

АРМ ОСА является управляющей системой, позволяющей оперативному персоналу диспетчерского центра подконтрольно и под личную ответственность осуществлять движение поездов с нарушением тех или иных нормативов.

Наряду с основным назначением, АРМ ОСА также обеспечивает оперативный персонал дорожного (регионального) центра управления перевозками оперативной и достоверной информацией об объектах (поезда, локомотивные бригады, одиночно следующий тяговый и специальный самоходный подвижной состав, станционные и перегонные устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, линии связи, прочие контролируемые объекты), находящихся на контролируемых диспетчерским центром участках железных дорог, а также предоставляет в наглядном виде информацию, выдаваемую Центральным обрабатывающим комплексом АСУ МС (ЦОК АСУ МС).

В АРМ ОСА реализованы следующие функции:

• взаимодействие (диалог) оперативного персонала диспетчерского центра с целью снятия запретов АСУ МС на движение, сформированных ЦОК АСУ МС;

• осуществление политики безопасности в случае принятия оперативным персоналом диспетчерского центра управляющих решений;

• передача в ЦОК АСУ МС решений, принятых оперативным персоналом диспетчерского центра (рис. 1);

• взаимодействие с ЦОК АСУ МС для создания оперативной отчётности по работе участка, контролируемого АРМ ОСА, с прогнозированием опасной ситуации;

• наглядное предоставление оперативному персоналу диспетчерского центра информации о событиях, обработанных ЦОК АСУ МС и требующих принятия решений;

• наглядное предоставление оперативному персоналу диспетчерского центра информации о событиях, обработанных ЦОК АСУ МС и не требующих принятия решений;

• наглядное отображение выработанных решений и их реализации;

• предоставление оператору дополнительной информации, имеющейся в АСУ МС и необходимой для осуществления функций управления процессом перевозок;

• протоколирование истории работы оперативного персонала диспетчерского центра с АРМ ОСА («чёрный протокол»).

Примечание: Решение ЦОК АСУ МС вырабатывается на основе анализа входящей из АСУ хозяйств информации и заложенных в программное обеспечение ЦОК АСУ МС алгоритмов. Цель принятия решения - дальнейшая блокировка движения поезда, имеющего какое - либо нарушение технологии (неправильное формирование состава, просроченные ремонты и техническое обслуживание подвижного состава, нарушение режима труда и отдыха локомотивных бригад).

Поскольку одними из многих реализуемых в АСУ МС функций являются функции передачи на тяговый подвижной состав (ТПС) ответственных команд (управляющих воздействий), автоматизированного обеспечения соблюдения технологии работы (недопущение нарушений исполнения должностных инструкций оперативным персоналом) в результате чего эти и все другие аналогичные действия должны иметь однозначное подтверждение специальными средствами (идентификация и аутентификация).

Идентификация позволяет субъекту (пользователю или процессу, действующему от имени определенного пользователя) назвать себя (сообщить свое имя). Посредством аутентификации вторая сторона убеждается, что субъект действительно тот, за кого он себя выдает. В качестве синонима слова «аутентификация» иногда используют сочетание «проверка подлинности».

Субъект может подтвердить свою подлинность, если предъявит, по крайней мере, одну из следующих сущностей:

• нечто, что он знает (пароль, личный идентификационный номер, криптографический ключ и т.п.);

• нечто, чем он владеет (личную карточку или иное устройство аналогичного назначения);

• нечто, что есть часть его самого (голос, отпечатки пальцев и т.п., то есть свои биометрические характеристики).

Для идентификации и аутентификации пользователей АРМ ОСА было принято решение использовать интеллектуальные электронные карты «токены». Достоинством «токенов» является возможность использования их для аутентификации в открытой сети.

На рис. 1 представлена блок-схема основной функции АРМ ОСА — функции диалога с пользователем для подтверждения решения ЦОК АСУМС.

Первоначально производится идентификация пользователя описанным выше способом на основе личной интеллектуальной электронной карты. Данная операция позволяет получить доступ к программе только пользователям, имеющим на это разрешение. После операции идентификации выводится окно с первоначальной информацией о нарушении (рис. 2), которое позволяет пользователю осуществить переход к окну принятия решения (рис. 3) либо отсрочить принятие решения на определенное программой время для сбора дополнительной информации по данному случаю.

После проведения идентификации пользователя и окончания операции подтверждения решения ЦОК АСУ МС, для дальнейшего анализа руководством ОАО «РДЖ» информация о каждом случае нарушения пере дается на Web-сайт АСУ МС. i

Согласно принятым во всем мире стандартам ISO 9000, АРМ ОСА является частью замкнутой системы контроля качества технологических процессов.

Заключение

Таким образом, осуществление автоматизированного взаимодействия ответственных работников - поездного диспетчера, дежурного по станции или других лиц с АСУ МС, участвующих в процессе контроля соблюдения безопасности движения поездов является основным назначение АРМ ОСА.

Блок-схема диалога пользователя АРМ ОСА с ЦОК АСУ МС

Рис. 1 Блок-схема диалога пользователя АРМ ОСА с ЦОК АСУ МС

 

Первоначальная информация о нарушении

Рис. 2 Первоначальная информация о нарушении

 

Окно принятия решения

Рис. 3 Окно принятия решения










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 




Продвижение сайта статьями

 


Коты, собаки. Домашние животные.

 



Copyright (c) 2008, Infotest, Inc.